Юрий Яковлев: его считали некиногеничным, но взяли в актеры «за красивые глаза»
Удивительно, как случай меняет не только жизнь человека, но и будущий киношедевр. Любимейший народом актер Юрий Яковлев мог и вовсе им не стать, а большинство самых известных его ролей, в которых мы уже не представляем никого другого, предназначались изначально совсем другим актерам.
Яковлев родился и вырос в Москве и до конца жизни любил этот город. А потому в юности, видя как преобразовывается послевоенная столица, мечтал быть архитектором. Потом, работая мальчишкой в автомастерской при Посольстве США, немного выучил язык и утвердился в желании быть дипломатом.
Надо сказать, что в детстве он пробовался в фильм «Тимур и его команда», но ему не просто отказали, а даже посчитали «некиногеничным». Но желание кого-то изображать не пропало, а потому отодвинув свои словари и книги по дипломатии, он неожиданно подал документы во ВГИК…
Во ВГИКе он уже было прошел несколько этапов, но на кинопробах его снова посчитали абсолютно некиногеничным. Это удивительно, ведь Яковлев всегда был одним из самых статных и красивых актеров советского кинематографа.
Стать все-таки актером помог случай в Щукинском училище, куда на тот момент еще не был закончен набор студентов. Об этом периоде в интервью сам Яковлев вспоминал так:
…и меня туда не взяли, я сдал все экзамены, но мне сказали, что я некиногеничен. А уже не было приема ни в один театральный вуз, осталась только «Щука». Я рванул туда.
Но и в Щуке он оказался в шаге от провала, выступил перед именитой комиссией из рук вон плохо, как потом сам считал. Они долго спорили, не хотели его брать и тут вышла актриса и педагог Цецилия Мансурова и сказала: «Посмотрите, какие у него глаза!»
Позже она помогала нерадивому студенту в учебе и даже взяла над ним шефство, что помогло ему уже на выпускном курсе стать перспективным актером.
Несмотря на то, что Яковлев уже начал понемногу сниматься в кино, окончательно открыл его зрителям Иван Пырьев в «Идиоте». Тут пригодились и глаза, и внешность… да что там говорить, Юрий Яковлев блестяще справился с этой сложнейшей ролью.
Правда, от всесоюзной славы был некоторый побочный эффект — ему вслед долгое время говорили: «вон идиот пошел». Пока этот успех не наложился на еще больший в рязановских и гайдаевских фильмах… Народ успел забыть «Идиота» и начал называть Яковлева «Ипполитом».
Кстати, Ипполит мог бы выглядеть совсем по-другому, сыграй его не Яковлев, а Басилашвили, как и предполагалось изначально Эльдаром Рязановым. Но вмешалось грустное стечение обстоятельств — Олег Басилашвили тяжело переживал личную трагедию и просто не способен был на тот период что-либо играть.
Как знать, имела бы «Ирония судьбы..» тот же успех с Басилашвили в роли Ипполита?
Но это не единственный случай, когда любимый народом герой, сыгранный в итоге Яковлевым, мог иметь совсем иную внешность и харизму.
«Конкурент» Рязанова по советским острым комедиям Леонид Гайдай готовил сценарий своего «Ивана Васильевича…» под Юрия Никулина. Но тот сниматься в заведомо провальном с точки зрения цензуры фильме не захотел. Ведь сценарий писался по очень неоднозначной с точки зрения властей пьесе Михаила Булгакова.
Пробовались на роль и Вицин, и Лебедев, и Евстигнеев, но утвердили в итоге Юрия Яковлева, который привнес в этот сложный образ много от себя.
И каким бы был царь, если бы не те самые яковлевские глаза, которые рассмотрела когда-то сидевшая в приемной комиссии великая Мансурова?!