Фильм «Спартак» 1960 года как решающий удар по антикоммунистической паранойе в Голливуде

Кирк Дуглас в фильме "Спартак" (1960)
Кирк Дуглас в фильме «Спартак» (1960)

Теперь уже легендарный фильм «Спартак» 1960 года с Кирком Дугласом в главной роли не обошелся без ряда курьезов и скандалов во время съемок.

Начнем с того, что он считается началом восхождения на голливудский Олимп Стэнли Кубрика. Тем не менее, сам тогда еще 30-летний начинающий режиссер от фильма всячески открещивался. Все дело в том, что Стэнли сильно беспокоило то, что он не мог контролировать процесс съемок ОТ и ДО. Ведь в фильм его привел со-продюсер и по совместительству исполнитель главной роли Кирк Дуглас после своего конфликта с режиссером Энтони Манном, который на тот момент уже успел отснять несколько эпизодов.

Конфликты Кубрика

Опытного Манна попросту заменили на молодого Кубрика. Конечно, это ударило по самолюбию. Но для самого Стэнли конфликты на съемках только начинались.

Стэнли Кубрик и Энтони Манн
Стэнли Кубрик и Энтони Манн

Кубрик и Дуглас работали вместе над фильмом «Тропы славы» и успели подружиться. Кирк высоко оценивал способности Кубрика, но на съемках «Спартака» все изменилось. Они начали конфликтовать и расстались фактически врагами. Дуглас говорил об этом так:

Это настоящий садист. Он ни во что не ставит актеров. За год он выжал из меня все соки, делая порою по 50 дублей одного эпизода

Поскольку Дуглас имел в Голливуде большой вес, Стэнли ничего не оставалось, как уехать работать в Англию. Голливуд отказывался привлекать к съемкам конфликтного и своенравного режиссера.

Стэнли Кубрик и Кирк Дуглас на съемках фильма "Спартак" (1960)
Стэнли Кубрик и Кирк Дуглас на съемках фильма «Спартак» (1960)

Но Дуглас был не единственным, с кем не сработался Кубрик. Оператор Расселл Метти натерпелся из-за перфекционизма молодого режиссера, который контролировал каждый кадр. А со сценаристом Далтоном Трамбо они и вовсе разошлись в видении главного героя.

Конец антикоммунистической паранойи

История привлечения Трамбо к данной картине сама по себе наделала много шума. Он входил в число кинематографистов, которые были отстранены от работы в Голливуде еще в конце 40-х из-за их принадлежности к коммунистический партии. А потому он вынужден был более 10 лет писать сценарии под вымышленными именами.

Когда же антикоммунистическая истерия пошла на спад, Кирк Дуглас привлек Трамбо к сценарию и даже в титрах он проходил под своим настоящим именем. Тот факт, что фильм «Спартак» посмотрел Президент Джон Кеннеди, окончательно положил конец преследованию некогда «левацки» настроенных киношников.

Кстати, о личной истории Далтона Трамбо в 2015 году снял художественный фильм Джей Роуч. Он так и называется «Трамбо».

Брайан Крэнстон в фильме "Трамбо" и сам Далтон Трамбо, сценарист "Спартака". Фото: kirkdouglas.com
Брайан Крэнстон в фильме «Трамбо» и сам Далтон Трамбо, сценарист «Спартака». Фото: kirkdouglas.com

Возвращаясь к «Спартаку», при рекордном в 1960 году бюджете в 12 миллионов долларов он себя с лихвой окупил. Но критики все-таки заметили провалы в сценарии, о которых никак не могли договориться Кубрик и Трамбо. Свои четыре Оскара фильм получил, но среди нет ни одного главного — ни за лучший фильм, ни за лучшую режиссуру и даже Кирка Дугласа критики обошли вниманием.

В 1991 году фильм восстановили и вот тогда уже признали тот факт, что для 1960 года технически это был кинематографический прорыв. Как, впрочем, и многие фильмы Кубрика.

Читайте также: