Блондинки против брюнеток: что общего у фильмов «Вива, Мария!» и «Бандитки»?

Между выходом на экраны фильмов «Вива, Мария!» и «Бандитки» прошло сорок лет и сразу же их начали сравнивать между собой. Даже появилось мнение, а нет ли тут плагиата — настолько сюжеты оказались похожими. Конечно, камни полетели в Люка Бессона, который является продюсером и автором сценария «Бандиток».

Ну, может, и не совсем уж сплагиатил, а просто вдохновился… А что такого? Четыре десятка лет уж прошло, кто помнит этих двух Машек — героинь старого фильма Луи Маля? А тут отличный шанс посмотреть на двух современных актрис, которых зрители давно мечтали увидеть на экране вместе — Пенелопу Крус и Сальму Хайек. Говорят, они и сами были не прочь сняться, наконец, вместе.

Чего не скажешь о героинях фильма-«оригинала» — Бриджит Бардо и Жанне Моро. Они обе ранее участвовали до этого в фильмах Луи Маля, но не пересекались на одной площадке. Такой дуэт был некой авантюрой со стороны режиссера — уж слишком разные девушки. Конечно, на съемках они конфликтовали.

Постеры к фильмам «Вива, Мария!» (1965) и «Бандитки» (2006)

«ДАМСКИЕ» ВЕСТЕРНЫ

Вообще, идея всех этих дамских вестернов отнюдь не нова и Луи Малю тоже, конечно, не принадлежит. Женщины с оружием в руках, облаченные в костюмы в стиле Дикого Запада, привлекали внимание задолго до появления кино как такового.

Сами девушки-ковбои (cowgirls) появились в 19 веке. Носили соответствующую одежду и ездили на лошадях они вынужденно — по потере кормильца или невозможности фермера содержать штат работников. Таким образом, его жены и дочери помогали по хозяйству. А ближе к 20 веку стали популярны родео и знаменитый Буффало Билл с его «Шоу Дикого Запада». Вот где-то тут, скорее всего, и искали источник вдохновения режиссеры.

Девушки-ковбои. 1910 год

Оба режиссера, несмотря на разницу в 40 лет, решили убить двух зайцев сразу — привлечь и женскую, и мужскую аудитории. Слащавые не то комедии, не то мелодрамы интересны больше дамам, но и мужчинам тут есть на что посмотреть за счет выбора актрис на главные роли.

Конечно, костюмы со времен Дикого Запада претерпели изменения и имеют лишь декоративное предназначение, но красивые женщины в корсетах и шляпах — это, как минимум, эстетично. А, как максимум… знаете, а ведь «Вива, Мария!» был запрещен. Причем, не где-нибудь, а в «свободной и демократичной» Америке. И это 1965 год!

Похожие сюжеты «Вива, Мария!» и «Бандитки»

Можно по-разному относиться к Луи Малю, но до выхода «Вива, Мария!» он снимал серьезное кино «не для всех». А потому и зрители, и критики восприняли фильм настороженно, постоянно искали скрытый подтекст. Что хотел нам сказать Маль?

Надо сказать, что кино изобилует «левацкими» идеями, где показан период Мексиканской революции начала 20 века. В основе сюжета две артистки бродячего цирка, которые оказываются втянуты в освободительное движение и становятся национальными героинями. Коротко происходящее на экране можно назвать — любовь, месть, революция. Но до глубинных течений так никто и не докопался. Либо Маль, не привыкший к работе с массовым зрителем, слишком лихо завернул сюжет, либо он просто развалился по ходу действия. На поверхности же осталась легкая и, честно говоря, пошловатая комедия с налетом грусти и романтики.

Кадр из фильма «Вива, Мария!»

Вот за подобные «шалости» со стриптизом фильм и запретили к просмотру в США. Там посчитали, что он может негативно повлиять на подростковую психику из-за обилия сцен насилия и пошловатого сюжета. Но Малю удалось прорваться сквозь этот барьер, после чего даже были внесены некоторые поправки в законы, где детям разрешалось смотреть такие фильмы в присутствии родителей. Революция состоялась уже по ту сторону экрана.

Люк Бессон, судя по всему, никаких высоких целей не преследовал, кроме как собрать хорошую кассу. А потому у него получился просто красочный экшн в декорациях Дикого Запада, годный для семейного просмотра. Хотя и аналогичные сцены там также были. Просто изначально не было претензий на глубокий смысл, а потому воспринялось все легче. Посмотрели и забыли.

Искать в обоих фильмах историческую достоверность не имеет смысла, да и «ляпов» там прилично. Стоит просто расслабиться и посмотреть. В конце концов, это красиво!

Кадр из фильма «Бандитки» (1965)

Действие в «Бандитках» происходит двумя десятками лет ранее, все в той же Мексике. Основа сюжета — все та же месть, только в профиль. Героини Крус и Хайек вынужденно становятся грабительницами банков. Такие дамочки Робин Гуды — забирают у богатых, раздают бедным.

Блондинки начинают, но выигрывают ли?

Бриджит Бардо и Пенелопа Крус

По сюжету обоих фильмов одна девушка моложе и неопытнее, а вторая — более зрелая. Роли «дурочек» сыграли Бриджит и Пенелопа, в жизни они оказались моложе своих партнерш Жанны и Сальмы на 6 и 8 лет соответственно.

И если в дуэте брюнеток этого практически не видно визуально, то у блондинок все оказалось сложнее. Да, Жанна явно старше и совершенно точно не в своей тарелке. Ей, звезде интеллектуального кино, трудно как в комедии, так и рядом с Бардо.

Фильмы «Вива, Мария!» (1965) и «Бандитки» (2006)

Кинокритик Жинетта Венсадо однажды сказала:

В то время как Брижит Бардо символизировала чувственность, а Катрин Денёв — элегантность, Жанна Моро воплотила в кино идеал интеллектуальной женственности.

А Сальме легко играть роль образованной европейки, потому как, будучи практически национальной героиней Мексики, мексиканкой-то она и не является. Родилась Хайек в богатой семье испанки и ливанца. Родители же европейки Пенелопы были бедны.

Жанна Моро и Сальма Хайек

Прекрасная Бриджит Бардо

Бриджит заслуживает отдельного упоминания, так как, на наш взгляд, переиграла всех остальных. Комедия — явно её стихия, а перевоплощения в течение всего фильма из гавроша в утонченную даму даются ей легко! А как блестяще она сыграла в сцене возвращения в цирковой лагерь с ночных гулянок!

Бриджит Бардо в фильме «Вива, Мария!» (1965)

Кстати, игра Бардо в этом фильме впечатлила режиссеров Ги Казариля и Кристиана-Жака, которые шестью годами позже сняли её вместе с еще одной европейской звездой Клаудией Кардинале в фильме «Нефтедобытчицы» — также комедии в стиле Дикого Запада.

Клаудия Кардинале и Бриджит Бардо в фильме «Нефтедобытчицы» (1971)

Читайте также: