Наши «Рембо» и «Брюсы Ли»: как снимали популярные советские боевики

Увлекательные погони, эффектные драки, перестрелки и вечная борьба правды со злом, — такие фильмы всегда привлекали большое число зрителей. По факту советскими боевиками можно назвать и «Белое солнце пустыни», и «Неуловимых мстителей», но в этой статье мы поговорим об эпохе видеосалонов и нашему ответу западным Ван Даммам и Сталлоне.

Обычно понятия «боевик» и «высокий бюджет» ходят где-то рядом, но наши удерживали внимания зрителей не этим. Большинство советских фильмов такого плана не могли соревноваться с голливудскими аналогами и даже выглядели несколько наивно на их фоне. Но вот в чем наши парни дали бы фору бездушным голливудским «машинам», так это в человеческих качествах.

Советские боевики любят не за спецэффекты, а за их героев — честных, смелых, милосердных. Им хотели сопереживать. Глядя на них, молодежь записывалась в спортивные секции, ведь добро… оно может быть и с кулаками.

Герои советских боевиков
Герои советских боевиков

«В зоне особого внимания» (1977), режиссер Андрей Малюков и «Ответный ход» (1981), режиссер Михаил Туманишвили

Фильм-гимн советским десантникам «В зоне особого внимания» — первая часть дилогии Евгения Месяцева, за экранизацию которой с энтузиазмом взялся молодой режиссер Андрей Малюков. Говорят, сценарий был практически списан с реального случая, который также произошел на военных учениях — десантники тогда обезвредили банду беглых рецидивистов. Правда, сценарист потом прописал несколько дополнительных линий и характеров, сделав из журналистского расследования художественное произведение.

Можно спорить, насколько правдиво здесь показана армейская служба, но сам факт того, что в фильме сделан акцент именно на воздушно-десантных войсках, сподвиг впоследствии сотни молодых людей выстроиться в очередь в профильные училища.

Михай Волонтир и Борис Галкин в фильме "В зоне особого внимания" (1977)
Михай Волонтир и Борис Галкин в фильме «В зоне особого внимания» (1977)

Роль прапорщика Волентира здесь исполнил молдавский актер Михай Волонтир. Режиссер сомневался насчет его кандидатуры как из-за акцента, так и из-за внешних данных. Когда же Михай примерил форму, то все встало на свои места, а озвучил его персонажа потом Николай Губенко. Двумя годами позже Волонтир прославился также как цыган Будулай. На роль лейтенанта Тарасова претендовало три десятка актеров, она была отдана Борису Галкину.

Оба актера сыграли и во втором фильме «Ответный ход», съемки которого проходили в Крыму. Есть в этих фильмах и некоторые ляпы. В частности, претензии были к голубым беретам, которые по факту разведчики ВДВ на заданиях не носят. Режиссер объяснял это требованием консультанта фильма — генерала Василия Маргелова:

Маргелов категорически, в свойственных ему ярких и сочных выражениях, объяснил мне, что он за голубой берет готов порвать глотку каждому. И голубой берет обязательно должен быть на головах наших героев… А голубой берет, конечно, это яркое пятнышко и по законам разведки, это не должно было быть, но здесь это некий символ рода войск.

Пираты ХХ века (1979), режиссер Борис Дуров

Николай Еременко и Талгат Нигматуллин в фильме "Пираты ХХ века" (1979)
Николай Еременко и Талгат Нигматуллин в фильме «Пираты ХХ века» (1979)

Этот фильм почему-то называют «первым советским боевиком», хотя, как мы видим, он не первый даже в нашей подборке. Вот чего у «Пиратов…» не отнять — они стали одним из самых кассовых советских фильмов не только в этом жанре.

Непримиримых врагов здесь сыграли однокурсники по ВГИКу Николай Еременко и Талгат Нигматуллин, которые были на самом деле хорошими друзьями в реальной жизни. Тем не менее, их драка в кино была настоящей. Сцену снимали целый день и оба актера получили травмы.

Допускаем, что большинство из 90 миллионов зрителей этого фильма не знали в те годы, кто такой Брюс Ли и для нас таковым был именно Талгат — человек удивительно талантливый во многих сферах. Начинал он с балета, профессионально занимался карате и стал актером. Однако определенные параллели с Голливудом тут сложно не заметить.

Брюс Ли и Джеки Чан в фильме "Выход дракона" (1973)
Брюс Ли и Джеки Чан в фильме «Выход дракона» (1973)

Идеей снять фильм о советских моряках, которые противостоят пиратам, Станислав Говорухин «загорелся» еще в начале 70-х, когда в газете опубликовали заметку, рассказывающую об аналогичном случае, произошедшим с итальянцами. Писался сценарий совместно с Борисом Дуровым, но когда дали добро на съемки, Говорухин уже снимал «Место встречи…». Поэтому режиссером «Пиратов…» стал именно Дуров.

Пятью годами позже Еременко и Нигматуллину предложили сняться в фильме «Тайны мадам Вонг», который предполагался как продолжение этого кино. Однако они нашли сценарий откровенно слабым и отказались. Фильм получился больше приключенческим, чем настоящим боевиком, а снялся там в итоге Александр Абдулов.

«Одиночное плавание» (1986), режиссер Михаил Туманишвили

Михаил Ножкин и Александр Фатюшин в фильме "Одиночное плавание" (1986)
Михаил Ножкин и Александр Фатюшин в фильме «Одиночное плавание» (1986)

Этот фильм называют иногда нашим ответом «Рембо». В центре сюжета — большая игра, в которую оказались вовлечены простые военные. Герои Михаила Ножкина и Александра Фатюшина спасают мир от катастрофы, которая могла бы стать результатом заговора «больших боссов», чтобы не допустить потепления отношений между СССР и США и продолжить наживаться на вооружении.

Действие фильма разворачивается в момент учений советских и американских морпехов где-то на границе Тихого и Индийского океанов. Однако снимали большинство сцен в Крыму. На съемках снова сотрудничали режиссер Михаил Туманишвили и сценарист Евгений Месяцев — автор «В зоне особого внимания».

«Перехват» (1986), режиссер Сергей Тарасов

Постер фильма "Перехват" (1986)
Постер фильма «Перехват» (1986)

Снова противостояние двух сверхдержав. «Плохой» агент ЦРУ Стив Брюстнер (в исполнении Владимира Меньшова) собирается совершить диверсию и вывести из строя наш стратегический объект. Ему противостоит отважный мичман Алексей Бахтеев (в исполнении Андрея Ростоцкого).

Основные съемки проходили в Литве, где и разворачиваются действия сюжета. Что-то снимали в Выборге и в кадре появились реальные местные пограничные части.

«Фанат» (1989), режиссер Владимир Феоктистов

Алексей Серебряков в фильме "Фанат" (1989) / Олег Фомин в фильме "Фанат-2" (1990)
Алексей Серебряков в фильме «Фанат» (1989) / Олег Фомин в фильме «Фанат-2» (1990)

На излете Перестройки фильм стал культовым среди поклонников боевых единоборств, после его выхода на экраны тысячи мальчишек потянулись в спортивные секции. Во многом успехом он обязан харизме Алексея Серебрякова, который ранее единоборствами даже не занимался, но все трюки принципиально выполнял сам. Одно время его называли «советским Дольфом Лундгреном».

В продолжении фильма под названием «Фанат-2» Серебряков участвовать категорически отказался, посчитал сценарий слишком примитивным. Его повзрослевшего героя Егора Ларина (получившего в подпольных боях прозвище «Малыш») сыграл Олег Фомин. Однако его «Фанат» не нашел сильного положительного отклика у зрителей. Впрочем, его ли это вина, когда на успехе первой части кто-то просто решил заработать?

«По прозвищу «Зверь» (1990), режиссер Александр Муратов

Дмитрий Певцов в фильме "По прозвищу "Зверь" (1990)
Дмитрий Певцов в фильме «По прозвищу «Зверь» (1990)

Деньги, криминал, тюрьма и… женщина. Сюжет этого фильма, пожалуй, самый незамысловатый из представленных. Однако это экранизация одного из романов Виктора Доценко из его культовой серии про Бешеного.

Съемки проходили в Сыктывкаре и Республике Коми. В ходе подготовки актеры встречались с реальными заключенными, а многочисленные иномарки, присутствующие в кадре, арендовали у частных владельцев.

В фильме довольно сильный актерский состав, состоящий из звезд советской эпохи. Для Дмитрия Певцова его роль Савелия Говоркова (по прозвищу «Зверь») стала билетом в большое кино.

Читайте также: