Первые детские роли звезд советского кино

Далеко не для всех советских актеров выбор своей профессии был осознанным решением, к которому они целенаправленно шли. Иногда самые важные вещи в нашей жизни происходят совершенно спонтанно. Да и частью известных династий при этом быть не обязательно. Многих будущих знаменитостей режиссеры заметили еще в детстве, а им оставалось только принять такой поворот судьбы и развить свой врожденный талант.

Наталья Селезнева, Наталия Богунова, Елена Проклова
Наталья Селезнева, Наталия Богунова, Елена Проклова

Наталия Богунова — кинодебют в 11 лет

Наталия Богунова в фильмах "Вступление" (1962) и "Большая перемена" (1973)
Наталия Богунова в фильмах «Вступление» (1962) и «Большая перемена» (1973)

Изначально Наталия собиралась стать балериной и поступила в престижное Вагановское училище в родном Ленинграде. Именно там её увидел режиссер Игорь Таланкин и пригласил в свой фильм «Вступление». Много позже Богунова скажет об этом так:

Я сниматься не собиралась. Но меня выбрали… Мне эта взрослая жизнь понравилась.

Двумя годами позже Наталия сыграла главную роль в фильме «До свидания, мальчики!», которая принесла ей известность. А с балетом из-за длительного перерыва пришлось завязать.

Елена Цыплакова — кинодебют в 14 лет

Елена Цыплакова в фильмах "Не болит голова у дятла" (1974) и "Мы из джаза" (1983)
Елена Цыплакова в фильмах «Не болит голова у дятла» (1974) и «Мы из джаза» (1983)

Родители Елены были художниками-графиками. Однажды к ним в дом заглянул их друг художник Николай Юдин с женой Динарой Асановой — выпускницей режиссерского факультета ВГИК, которая и пригласила Цыплакову в свой фильм «Не болит голова у дятла».

В юности Елена снималась много и на момент поступления в ГИТИС была уже известной артисткой.

Наталья Данилова — кинодебют в 13 лет

Наталья Данилова в фильмах "Завтра, третьего апреля..." (1969) и "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Наталья Данилова в фильмах «Завтра, третьего апреля…» (1969) и «Место встречи изменить нельзя» (1979)

Родилась Наталья в семье доктора исторических наук. С детства пела песни на стихи собственного сочинения под гитару. В 13 лет ленинградскую школьницу заметил режиссер Игорь Масленников и пригласил в свой фильм «Завтра, третьего апреля…» (1969) на главную роль шестиклассницы Маши Гавриковой. Он же стал первым наставником в её жизни и убедил идти в актрисы.

После окончания ЛГИТМиКа карьера Натальи развивалась стремительно. Её пригласили в легендарный БДТ, где режиссер Георгий Товстоногов сразу ввел её на ключевые роли в спектакли (надо сказать, под «косые» взгляды старожилов театра). Удачно складывались дела и в кино, самой известной её ролью стала Варя Синичкина в «Место встречи изменить нельзя», в борьбе за которую Данилова обошла саму Марину Влади.

Увы, в 90-х из-за интриг ей пришлось уйти из театра и личная жизнь Натальи оказалась трудной, бралась за любую работу. Однако в начале нулевых ей удалось вернуться в профессию.

Наталья Селезнева — кинодебют в 7 лет

Наталья Селезнева в фильме "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953) и "Иван Васильевич меняет профессию" (1973)
Наталья Селезнева в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

В жизни 6-летней Наташи Полинковской (позже она взяла псевдоним Селезнева — девичью фамилию матери) произошел ряд случайностей, который привел ее в актерскую профессию. Сначала на улице на нее обратил внимание актер Театра Советской Армии и предложил родителям привести ее на пробы к спектаклю «Тридцать сребреников», куда как раз искали ребенка.

После того как Наташа вышла на сцену, её увидела сама Агния Барто и поняла, что только эта девочка должна играть в экранизации ее книги «Алеша Птицын вырабатывает характер», хотя была уже утверждена другая актриса. К окончанию школы Селезнева уже имела солидную фильмографию.

Алексей Серебряков — кинодебют в 14 лет

Алексей Серебряков в фильмах "Поздняя ягода" (1978) и "Обнаженная в шляпе" (1991)
Алексей Серебряков в фильмах «Поздняя ягода» (1978) и «Обнаженная в шляпе» (1991)

Алексей родился в простой интеллигентной семье, хорошо учился в школе, а также дополнительно обучался игре на баяне. Однажды у его педагога был юбилей и прямо во время их занятия к нему домой приехали журналисты. Серебряков попал в объектив камер и его фото было опубликовано в газете, которая попала к режиссерам сериала «Вечный зов». Благодаря сходству с актером Вадимом Спиридоновым, Алексей попал в этот фильм и сыграл его сына. Параллельно продолжал сниматься и у других режиссеров, так что к окончанию школы уже знал, куда будет поступать.

Ольга Машная — кинодебют в 12 лет

Ольга Машная в фильмах "Первые радости" (1977) и "Гардемарины, вперед!" (1987)
Ольга Машная в фильмах «Первые радости» (1977) и «Гардемарины, вперед!» (1987)

Семья юной Ольги считалась неблагополучной. Отец выпивал и часто ей не хотелось идти домой. Однажды слонявшуюся по улицам 12-летнюю девочку заметила ассистент режиссера фильма «Первые радости». Машная получила свою роль и просто влюбилась в профессию, о которой раньше толком ничего не знала. Кроме того, на съемочной площадке ей было гораздо уютнее, чем дома. Так Ольга пришла к мысли стать актрисой.

Любовь Виролайнен — кинодебют в 16 лет

Любовь Виролайнен в фильмах "На переломе" (1957) и "У опасной черты" (1983)
Любовь Виролайнен в фильмах «На переломе» (1957) и «У опасной черты» (1983)

Детство Любы Уроженко (Виролайнен — фамилия ее первого мужа, финна по национальности) было не просто трудным, оно было страшным. Ей суждено было родиться в 1941 году и потерять в войну и отца, и мать, которую немцы увели в плен. Голод на долгие годы станет её горькой реальностью. Он же приведет Любу однажды на «Ленфильм». Ей всегда казалось, что актрисы уж точно не бедствуют.

Матери тогда удалось вернуться из плена, после чего она разыскала своих детей, но жила семья очень бедно. Сначала в Казахстане, потом — в Ленинграде. Вот такой школьницей, голодной и в обносках, её увидел режиссер фильма «На переломе», где Виролайнен сыграла небольшую роль. Любе заплатили неплохие деньги и она смогла купить еды на всю семью, после чего уже точно знала, куда будет поступать после школы.

Альгис Арлаускас — кинодебют в 15 лет

Альгис Арлаускас в фильмах "Юнга Северного флота" (1973) и "Спортлото-82"
Альгис Арлаускас в фильмах «Юнга Северного флота» (1973) и «Спортлото-82»

У Альгиса Арлаускаса очень интересная интернациональная семья. Его мать звали Кармен Пинедо, она была дочерью испанского революционера, который в конце 30-х отправил её с двумя сестрами в СССР, подальше от разразившейся гражданской войны. Однако путь назад им был отрезан началом Второй мировой. Кармен выросла в Советском Союзе, а позже вышла замуж за будущего литовского партийного деятеля Иозаса Арлаускаса. Семья жила в Москве, в 1957 году у супругов родился сын Альгис.

Театром он увлекался с раннего детства. Кстати, дома Альгис воспитывался мамой, которая говорила с ним только по-испански. Первые его роли были в телеспектаклях «Матео Фальконе» и «Я — Робин Гуд», а дебют в большом кино случился в 15 лет в фильме «Юнга Северного флота». Всесоюзную известность Арлаускасу принесла главная роль в «Спортлото-82», а в 90-х он переехал на родину матери, в Испанию.

Татьяна Догилева — кинодебют в 14 лет

Татьяна Догилева в фильмах "Отдать швартовы!" (1971) и "Покровские ворота" (1982)
Татьяна Догилева в фильмах «Отдать швартовы!» (1971) и «Покровские ворота» (1982)

Родители Татьяны были простыми рабочими, но дочь получила хорошее образование. Она училась в школе при Академии педнаук, много ездила на экскурсии по стране, а однажды как лучшая ученица попала в Чехословакию. Желание стать актрисой у Догилевой было с самого начала. В 14 лет она пошла заниматься в студию юного актера при Центральном телевидении и таким образом получила свою первую роль радистки в фильме «Отдать швартовы!».

Наталья Рычагова — кинодебют в 10 лет

Наталья Рычагова в фильмах "Васёк Трубачев и его товарищи" (1955) и "Офицеры" (1971)
Наталья Рычагова в фильмах «Васёк Трубачев и его товарищи» (1955) и «Офицеры» (1971)

Ранний успех ждал и Наталью Рычагову. Её талант впервые заметил мастер советского школьного кино Илья Фрэз и пригласил в фильм «Васек Трубачев и его товарищи» на роль Нюры Синицыной. Тогда Наташа была обычной 10-летней ученицей московской школы, а к её окончанию портрет Рычаговой уже висел в фойе вместе с отличниками.

Несмотря на раннюю славу, Наталья в выборе профессии сомневалась до последнего. Помогла его сделать мать, в старших классах записав ее в театральную студию.

Елена Проклова — кинодебют в 12 лет

Елена Проклова в фильмах "Звонят, откройте дверь" (1965) и "Будьте моим мужем" (1981)
Елена Проклова в фильмах «Звонят, откройте дверь» (1965) и «Будьте моим мужем» (1981)

Родители Елены были педагогами, отец работал преподавателем в Высшей партшколе, где готовили руководящие кадры. Семья всегда вращалась в творческих кругах, а их дача располагалась по соседству с известными художниками и артистами. Однако изначально дочь выбрала спортивную карьеру, став мастером спорта по гимнастике.

В кино юная Лена попала в 12 лет. Её дед Виктор Проклов был вторым режиссером в фильме «Звонят, откройте дверь» и отвечал за подбор актёров. Когда один из друзей семьи предложил ему пригласить на пробы внучку, он был категорически против. Но друг слушать не стал и сам за руку отвел Лену к режиссеру Александру Митте, который и утвердил ее на роль. Годом позже Проклова сыграла Герду в «Снежной королеве», а к окончанию школы была уже известна на весь СССР.

Георгий Жжёнов — кинодебют в 15 лет

Георгий Жженов в фильмах "Путевка в жизнь" (1931) и "Берегись автомобиля" (1966)
Георгий Жженов в фильмах «Путевка в жизнь» (1931) и «Берегись автомобиля» (1966)

Георгий Жженов был человеком сложной судьбы, прошел весь ужас сталинских лагерей. Однако каждый когда-то был ребенком, юный Георгий с детства любил посещать представления. В 15 лет он, выдав себя за старшего брата, поступил в эстрадно-цирковой техникум (туда принимали только с 16-ти). Уже с первых курсов он стал выступать на арене с акробатическими номерами.

В те времена цирковых, в том числе и Жженова, иногда привлекали для массовки на «Ленфильме». Впервые он появился в фильме «Путевка в жизнь», а уже через год сыграл свою первую главную роль в картине «Ошибка героя», о которой говорил так:

С этого фильма и началась моя бескорыстная любовь к кинематографу, продолжающаяся с некоторой взаимностью уже около семи десятков лет.

Наталия Белохвостикова — кинодебют в 13 лет

Наталия Белохвостикова в фильме "Настасья и Фомка" (1968) и "Принцесса цирка" (1982)
Наталия Белохвостикова в фильме «Настасья и Фомка» (1968) и «Принцесса цирка» (1982)

Наталия Белохвостикова родилась в семье дипломата, а потому первые пять лет её жизни прошли в Лондоне. Однако было решено, что в школу дочь пойдет в Москве. Это не мешало ей на каникулах навещать родителей по месту их работы. Таким образом, в середине 60-х годов 13-летняя Наташа оказалась в Стокгольме, ведь на тот момент её отец ни много ни мало занимал пост Посла СССР в Швеции.

В это же время туда приехал и режиссер Марк Донской снимать натуру для своего фильма «Сердце матери» (о Марии Ульяновой, матери Ленина). Была у съемочной группы и одна серьезная проблема — актеров этого фильма из СССР не выпустили, а Худсовет рекомендовал задействовать в эпизодах сотрудников нашего Посольства.

Конечно, Наташа была очень рада поучаствовать в создании кино, которое просто обожала. Позже уже в коридорах «Мосфильма», куда ее пригласили с мамой на монтаж этого фильма, Белохвостикова встретилась с Сергеем Герасимовым. Он пригласил её на свой курс вольнослушательницей, потому как девушке еще оставался целый год учебы в школе. За это время она успела появиться в короткометражке «Настасья и Фомка» — зачетной работе будущего режиссера Николая Губенко во ВГИКе.

Светлана Немоляева — кинодебют в 8 лет

Светлана Немоляева и Елена Чайковская в фильме "Близнецы" (1945)/ Светлана Немоляева в фильме "Гараж" (1979)
Светлана Немоляева и Елена Чайковская в фильме «Близнецы» (1945)/ Светлана Немоляева в фильме «Гараж» (1979)

И мать, и отец, и дядя Светы Немоляевой имели отношение к кино. Как актер больше прославился дядя Константин, а отец Владимир Немоляев освоил еще и режиссерскую профессию. Детство его дочери прошло в павильонах «Мосфильма» и родители охотно привлекали ее к съемкам. Дебютом в кино Светланы стала картина «Близнецы» (1945), где её мать трудилась звукооператором.

Что интересно, вместе с Немоляевой здесь свою первую роль в кино сыграла в будущем известный тренер Елена Чайковская.

Никита Михалков — кинодебют в 14 лет

Никита Михалков в фильмах "Тучи над Борском" (1960) и "Жестокий романс" (1984)
Никита Михалков в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Жестокий романс» (1984)

Семья Никиты Михалкова уже на момент его рождения была известна на всю страну, а поэтому нет ничего удивительного в том, что и он выбрал творческую профессию. Дебют Никиты в кино состоялся в 14 лет в эпизоде фильма «Солнце светит всем» (1959). Однако полноценной ролью это назвать сложно, его даже нет в титрах. Уже через год Михалков был приглашен в картину «Тучи над Борском» (1960), а прославился в 18 лет после выхода на экраны «Я шагаю по Москве».

Лариса Удовиченко — кинодебют в 15 лет

Лариса Удовиченко в фильмах "Счастливый Кукушкин" (1970) и "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Лариса Удовиченко в фильмах «Счастливый Кукушкин» (1970) и «Место встречи изменить нельзя» (1979)

Все детство Ларисы прошло в Одессе, куда семья вслед за отцом, военным врачом, переехала из Вены. Именно там, в городе у Черного моря, началась актерская карьера Удовиченко. Тогда она раз и навсегда сделала выбор между кино и гимнастикой. С 9-го класса Лариса занималась актерским мастерством при Одесской киностудии и в 15 лет получила свою первую роль в фильме «Счастливый Кукушкин», а спустя два года сыграла с младшей сестрой Натальи Варлей в картине «Юлька». После чего отправилась в Москву, чтобы поступить во ВГИК на курс самого Сергея Герасимова.

Анна Каменкова — кинодебют в 6 лет

Анна Каменкова в фильмах "Девочка ищет отца" (1959) и "Поздняя любовь" (1983)
Анна Каменкова в фильмах «Девочка ищет отца» (1959) и «Поздняя любовь» (1983)

Родители Анны были педагогами и к кино отношения не имели. Однако её дебют стал очень ранним и ярким — она была утверждена сразу на главную роль в фильм «Девочка ищет отца». К своим шести годам Аня была очень активным и развитым ребенком. Как-то они с мамой гуляли по Москве и увидели, как дети читают стихи и, конечно, дочери немедленно захотелось проявить себя. Выяснилось, что это были пробы к новому фильму, куда Каменкову после некоторых раздумий и взяли. Режиссера Льва Голуба беспокоило, что девочка слишком маленькая, но он все-таки решил дать ей шанс.

В дальнейшем родители не разрешили Анне сниматься, пока она не окончит школу, но талант продолжили развивать, записав в студию художественного слова. В детстве она даже выходила на сцену Большого театра. После чего Каменкова легко поступила в Щепкинское театральное училище.

Читайте также: