Эмиль Яннингc — первый в истории обладатель премии «Оскар», о котором не хотят даже вспоминать

В 1929 году пришедшие результаты голосования по премии «Оскар» за главную мужскую роль шокировали представителей Академии кинематографических искусств. Дело в том, что первым в истории обладателем статуэтки должен был стать… Рин-Тин-Тин — пёс, который был невероятно популярен в 20-х годах прошлого столетия. Всего с участием Ринти вышло более трех десятков (!) фильмов.

Казалось бы, итоги вполне закономерны, но обеспокоенность Академии можно было понять. Это бы обесценило награду для последующих её лауреатов, ведь «лающий» Оскар стал бы несколько сомнительной честью. Было принято решение все-таки присудить самую первую награду человеку.

Пройдет пятнадцать лет и в Голливуде сильно пожалеют об этом решении:

Мы укротили немецкую овчарку, а вместо нее получили нацистского пуделя!

Рин-Тин-Тин на съемках
Рин-Тин-Тин на съемках

Эмиль Яннингс — первый обладатель «Оскара» за главную мужскую роль. Лучший актёр 1929 года

В самый первый раз работу актеров и актрис оценивали не по конкретному фильму, а по всему, что выходило с их участием с 1927 по 1928 годы. Немец Эмиль Яннингс в то время как раз переехал в Голливуд и был там на высоком счету. Свою статуэтку он получил за фильмы «Путь всякой плоти» (1927) и «Последний приказ» (1928) и еще несколько, которые не сохранились до наших дней.

Церемония вручения первых «Оскаров» состоялась 16 мая 1929 года и была довольно скромной. Никакой интриги не было, всех победителей объявили еще за три месяца. Эмиль на мероприятии не присутствовал, он к тому времени уже вернулся в Германию. Статуэтку он получил также заранее, так что именно Яннингса можно по праву считать первым в истории человеком, которому вручили «Оскара».

Яннингс считался величайшим актером немого кино c большим будущим в Голливуде, которое разрушила наступившая эра звукового кино. В нем Эмиль из-за акцента играть не смог. Его контракт с Парамаунт Пикчерз завершился и наступал новый виток в карьере — актер стал очередным лицом пропаганды нацизма в гитлеровской Германии.

Тогда Эмиль, держа статуэтку в руках, об этом еще не знал, а через 15 лет он будет кричать пришедшим в Берлин союзническим войскам:

Не стреляйте, я выиграл «Оскар»!

Эмиль Яннингс со своим "Оскаром"
Эмиль Яннингс со своим «Оскаром»

Происхождение Эмиля Яннингса

Яннингс родился в швейцарском городе Роршах в 1884 году. Его отец Эмиль, состоятельный американский бизнесмен, умер, когда будущий актер был еще ребенком. Его мать Маргарита перевезла мальчика, которого назвали Теодор Фридрих Эмиль Яненц, на восток Германии. В наше время биографы Яннингса склоняются к версии, что мать была еврейкой родом из России. В немецкой прессе это впоследствии тщательно скрывалось, но есть предположение, что безопасность матери была одной из причин, почему Эмиль пошел на сотрудничество с нацистами .

Когда ему было 16 лет, он сбежал из дома, чтобы стать моряком. Однако быстро решил, что это все не для него, и пошел в актеры. В 1906 году он присоединился к театральной труппе Макса Рейнхардта в Берлине, в 1918 году получил свою первую роль в кино, где в титрах уже был Эмилем Яннингсом. Он быстро зарекомендовал себя как один из талантов немецкой индустрии немого кино. Картину с участием Яннингса «Последний смех» (1924) Альфред Хичкок в свое время называл «почти идеальным фильмом».

Эмиль Яннингс в молодости / В роли Петра Первого
Эмиль Яннингс в молодости / В роли Петра Первого

Эмиль Яннингс в Голливуде

Успех Эмиля в Европе привлек внимание голливудских продюсеров, в 1927 году ему было сделано заманчивое предложение от Парамаунт Пикчерз, от которого Яннингс не смог отказаться. Ему предоставили исключительный контроль над сценариями, ролями и выбором режиссеров. В течение следующих двух лет актер снялся в шести фильмах, часть из них считаются навсегда утраченными.

Признание среди американских поклонников кино не заставило себя ждать. Конечно, Эмиль был очень популярен и всячески стремился стать частью американского общества. Он даже говорил прессе, что родился в Бруклине.

Эмиль Яннингс и Эвелин Брент в фильме "Последний приказ" (1928)
Эмиль Яннингс и Эвелин Брент в фильме «Последний приказ» (1928)

Коллеги признавали его безусловный актерский талант, однако своим он в Голливуде не стал, несмотря активную богемную жизнь. Яннингса, если честно, побаивались, ибо в процессе съемок он был непредсказуем, превращаясь то в угрюмого деспота, то в капризного ребенка. Был склонен к интригам.

К своим 44 годам Эмиль был женат уже трижды. С предыдущими семьями, где у него родились дети, отношения не поддерживал. Его последняя жена, актриса Берлинского кабаре Гасси Холл, поехала с ним в Голливуд. Однако там он не пропускал ни одной юбки.

Эмиль Яннингс с женой Гасси Холл (справа) и с девушкой, которая в некоторых источниках указана как Грета Гарбо (слева)
Эмиль Яннингс с женой Гасси Холл (справа) и с девушкой, которая в некоторых источниках указана как Грета Гарбо (слева)

Эмиль Яннингс — пропагандист Третьего рейха

Чувствуя, что его карьера в Америке обречена, Эмиль вернулся в Германию. У него не возникло ни единого сомнения, что он закрепит свой успех и в Европе. Поначалу все действительно шло неплохо. Фильм «Голубой ангел» (1930), в котором Яннингс снимался вместе с Марлен Дитрих, стал впоследствии культовым и, конечно, имел успех и у современников.

Марлен же не была в восторге от его таланта и считала «старым хамом».

Марлен Дитрих и Эмиль Яннингс в фильме "Голубой ангел" (1930)
Марлен Дитрих и Эмиль Яннингс в фильме «Голубой ангел» (1930)

Приход к власти Адольфа Гитлера совпал с падением популярности актера. После того, как Геббельс стал рейхсминистром просвещения и пропаганды, Яннингсу было предложено поработать над пропагандистскими фильмами. Сотрудничество началось в 1935 году.

У него были достаточно тесные связи с лидерами Третьего рейха, там он был на хорошем счету. Геббельс в своих дневниках даже писал о том, что актер «работал как одержимый». После падения рейха они будут использованы против Яннингса, который в то время вовсю агитировал за Гитлера на выборах 1938 года. Его лояльность власти принесла ему хороший уровень жизни и карьерный рост. Эмиль был включен в совет директоров Tobis Films, после чего получил контроль над выпуском фильмов.

Эмиль Яннингс
Эмиль Яннингс

Яннингс стал полномасштабным пропагандистским оружием по найму. После окончания Второй мировой он говорил о том, что у него не было выбора, «открытое сопротивление означало бы концентрационный лагерь». Однако военные чиновники не поверили в утверждения, что Эмиль работал по принуждению. На какое-то время он был взят под стражу, его последний фильм «А где же Мистер Беллинг?» так и не вышел на экраны, так как подлежал уничтожению.

И все-таки Эмиль осужден не был. Через какое-то время он уехал жить в Австрию, где продолжал настаивать на своей невиновности:

Поскольку мое сердце и душа принадлежали искусству актерского мастерства, они приказали моей голове не беспокоиться о вещах, которые ее не касались.

Яннингсу, когда-то считавшемуся величайшим актером мира, не позволили вернуться в кино. Его не стало в 1950 году. В Голливуде, где так бережно относятся к истории премии «Оскар», о своем самом первом лауреате предпочитают не вспоминать.

Читайте также: