Гали Абайдулов, которого не всегда помнят в лицо, но его персонажей в кино знают почти все
В мире театра и балета Гали Абайдулов персона известная — танцовщик, хореограф, актёр, режиссёр. Совершенно не по таланту и заслугам у него так немного званий и наград, но кажется, что он этого вовсе и не замечает. Артист должен всегда быть в работе и публика с благодарностью принимает то, что он вот уже почти полвека делает на сцене. Много лет Гали колесит по городам России и ставит блестящие спектакли, собирая полные залы.
Абайдулова иногда называют «Чаплиным балета», как артист он многолик. А ещё на его счету почти сотня ролей в кино, сериалах и телеспектаклях — танцевальных и драматических, больших и совсем маленьких, в которых он каждый раз предстает как-то по-новому.
Самого Гали не всегда узнают в лицо, не говоря уже о фамилии, но его персонажей в нашей стране знают практически все. Тот самый сир Людовик, кот из «Мэри Поппинс», Козлоногий из «Мастера и Маргариты», Цыган из «Лиговки»…
Кажется, нет такой роли, с которой не справился бы Гали. Способность к постоянной смене масок и настроений, блестящее владение даром перевоплощения — это ли не истинное мастерство Артиста с большой буквы? Сам он в интервью по этому поводу шутил:
Да на кого я только не похож! В детстве меня дразнили Пушкиным: у меня были роскошные вьющиеся волосы… Потом дразнили де Фюнесом. Потом — Марселем Марсо. У меня лицо — как маска…
Происхождение и начало творческого пути Гали Абайдулова
Родился Гали Мягазович в Ленинграде в 1953 году. Его семья пережила блокаду. По национальности он татарин и, как он однажды признался в интервью, до детского сада даже почти не говорил по-русски. Дед Абайдулова до революции владел большим хозяйством на Волге, их род считался зажиточным. Однако с приходом к власти большевиков со многим имуществом пришлось расстаться. Деда назначили председателем колхоза, но когда на него стали писать доносы, он уехал с семьей в Ленинград и работал простым конюхом.
Впервые Гали заметили представители самого известного в стране балетного училища имени А.Я. Вагановой, когда паренек находился в пионерском лагере. Тогда он слабо отличал балет от фигурного катания, но вызов принял. Телевизионная постановка Александра Белинского «Старое танго» (1979) стала дебютом 26-летнего Абайдулова на экране. Попал он туда случайно — исполнительнице главной роли Екатерине Максимовой требовался партнер, подходящий ей по росту.
Белинский стал его «крестным отцом» на телевидении, а Максимова и её муж Владимир Васильев впоследствии сыграют ключевую роль в становлении Абайдулова как балетмейстера и педагога. Через несколько лет они втроем появились в фильме-балете «Анюта» (поставленному по чеховской «Анне на шее»). За роль Модеста Алексеевича Гали получил одну из немногочисленных своих наград — Государственную премию РСФСР.
Личная жизнь Гали Абайдулова и роли в кино
О личной жизни Абайдулова известно не так много. Предметом большинства его интервью является исключительно творчество. Однако в те редкие моменты, когда Гали говорит о семье, он делает это с большой любовью. Его жена, с которой они вместе почти четыре десятка лет, по профессии музыкант. В 1984 году у супругов родилась дочь Анна, названная в честь той самой чеховской героини, а через два года — сын Александр. Дети занимались когда-то хореографией, но по стопам отца не пошли.
Этот период получился очень насыщенным в жизни Абайдулова: пришел большой успех на сцене, а Максимова и Васильев пригласили его к себе в ГИТИС, учиться на режиссера-балетмейстера. Гали колебался, разрывался между работой и семьей, хотел отложить это до лучших времен. Однако потом был им благодарен, ведь век танцовщика недолог и важно понимать, что будешь делать после.
Выпускной постановкой Абайдулова-режиссера стала «Чаплиниана» (1987). Сегодня он давно уже сам педагог и постановщик, с которым невероятно комфортно работать, что отмечают многие коллеги.
С тех пор, кажется, не было ни одного года, чтобы Абайдулов не снимался в кино. Даже если его приглашали как хореографа, всегда находилась какая-нибудь маленькая роль, которую он с удовольствием соглашался сыграть. Так, например, произошло на съемках «Распутина» (2011) с Жераром Депардье в главной роли. Кстати, актера поразило отличное владение Гали французским языком, который он изучал еще в балетном училище и с тех пор практиковал крайне редко.
Может быть, кто-то вспомнит Абайдулова и в криминальных сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Лиговка». Актерский диапазон Гали очень широк.
В 2009 году Абайдулов получил вторую в своей жизни почетную премию «Золотая маска» за постановку мюзикла «Гадюка» в Новосибирском театре музыкальной комедии.
В свои 67 лет Гали не сидит на месте, лишь изредка может провести пару месяцев на даче с семьей, которая всегда вдохновляла его в профессии. Абайдулов крайне требовательный к себе и творчеству человек, не любит пустой эпатаж на сцене, за каждым действием должен стоять художественный смысл и ни одна его работа не дойдет до зрителя, пока она не будет нравиться ему самому.