Комаки Курихара: история японской звезды советского кино
Не так часто советские кинематографисты делали совместные проекты с японцами. Тому, что в середине 70-х наши зрители узнали о культуре этой загадочной страны чуть больше, мы обязаны Комаки Курихара.
С русской культурой Комаки была знакома практически с детства. Тогда она занималась в балетном училище с педагогами из СССР. Танцевать на сцене Большого театра было её мечтой. Прошло время и её увлекло другое искусство — театральное, а любовь ко всему, что связано с Россией только усилилась.
С подачи Комаки японские продюсеры предложили советской стороне сотрудничество в написании сценария о японской танцовщице, приехавшей учиться в балетную школу при Большом театре. Сценарий фильма «Москва, любовь моя» Эдвардом Радзинским писался сразу под Курихару, но с ним оказалось не все так просто…
Комаки Курихара на съемках фильма «Москва, любовь моя»
На тот момент Комаки уже была известной у себя в стране актрисой, признанной и за рубежом. Фильм «Любовь и смерть» с ней в главной роли вышел в прокат в СССР и участвовал в программе Московского кинофестиваля в 1973 году.
Еще будучи студенткой балетного училища у себя в Японии, Комаки танцевала в кордебалете, когда в их страну приезжал с гастролями Большой театр. Теперь уже в Москве ей предстояло восстановить форму за несколько месяцев. Занималась, кстати, Курихара снова у Алексея Варламова — того же педагога, который учил её в Японии.
Комаки оказалась дисциплинированной ученицей — вставала к балетному станку на несколько часов в день, и настолько преуспела, что одна из балерин Большого театра сказала про неё:
Эта ваша японская балерина, она и актриса такая милая.
И очень удивилась тому, что Курихара как раз актриса, а не балерина.
Кроме того, Комаки ежедневно занималась русским языком. Сначала она полностью заучивала текст, не понимая смысла, а к середине съемок уже говорила по-русски с очень милым акцентом. Старания не пропали даром, свою роль Курихара и озвучивала сама:
Когда мне пришлось заниматься озвучиванием, мне сказали, что если я не справлюсь с ударениями, то пригласят дублера, поэтому я очень старалась – японская публика не поняла бы, если бы моя героиня разговаривала не моим голосом.
Вырезанные сцены с Маргаритой Тереховой из фильма «Москва, любовь моя»
Когда сценарий Радзинского был утвержден японской стороной, режиссеры Александр Митта и Кендзи Ёсидаа приступили к съемкам. Сначала каждый в своей стране.
Первоначальный сценарий предполагал наличие любовного треугольника. У героя Олега Видова Володи должна была быть подруга в исполнении Маргариты Тереховой. Когда почти все сцены с её участием были сняты, японцы поняли, что эта героиня здесь совершенно лишняя. В Японии никто бы не поверил в то, что героиня Курихары вдруг разбивает такую красивую пару.
Фильм был коммерческим проектом со стороны японцев и они рассчитывали собрать у себя в стране хорошую кассу. Поэтому Терехову из фильма убрали, а пленки, похоже, смыли. Маргарита, конечно, сильно обиделась на Митту после этого.
В итоге зрители обеих стран увидели на экране красивую, грустную и практически целомудренную историю Юрико и Володи. Из воспоминаний Олега Видова:
Мне не давали на съемках ни обнять героиню, ни даже взглянуть на нее влюбленно, по-мужски.
Фильм успешно прошел в прокате в обеих странах. Японская съемочная группа, привыкшая на родине работать очень интенсивно, говорила, что давно так не отдыхала во время работы. Тем не менее, они отмечали высокий уровень организации с советской стороны.
Комаки Курихара в других советских фильмах
Курихара благополучно вернулась обратно в Японию, сохранив самые добрые воспоминания о съемках в СССР. Она еще не раз пересекалась с советской творческой элитой. У себя в стране она успела поработать с Анатолием Эфросом, Сергеем Юрским и другими режиссерами. Они ставили на японской сцене русскую классику.
Комаки побывала и Ириной в «Трех сестрах», и Раневской в «Вишневом саде», и Анной Карениной… При этом она продолжала играть и в японском кино и театре.
Вскоре Комаки снова пригласили в советское кино. Режиссер Сергей Соловьев написал для нее сценарий фильма «Мелодии белой ночи». Это был еще один красивый советско-японский проект.
Курихара стала связующим звеном в культурной жизни СССР и Японии. Чуть позже она организовала собственный театр антрепризы и сделала очень многое для популяризации русской классики у себя в стране. По её приглашению в «страну восходящего солнца» приезжали работать многие наши режиссеры. А её саму всегда радушно принимали у нас.
В 1979 году Комаки приехала на Московский фестиваль и встретилась со своим давним другом Александром Миттой. Тогда он снимал «Экипаж» и предложил в нем Курихаре небольшую роль. Она с радостью согласилась сыграть, причем, совершенно бесплатно.
В 1988 году повзрослевшая Курихара снова появилась на съемочной площадке у Александра Митты в драме «Шаг».
Сегодняшняя жизнь Комаки Курихары
Сейчас Комаки давно за 70, но она продолжает работать — стала режиссером и сама ставит спектакли, при этом играет и на сцене. Иногда ее приглашают работать в кино. Как-то в интервью она говорила, что не отказалась бы еще от одной совместной работы с русскими.
Курихара по-прежнему много общается с российскими коллегами и часто приезжает к нам на различные мероприятия и фестивали. Кроме того, она активно занимается общественной деятельностью и является советником ЮНЕСКО по делам детей.
А еще Комаки по-прежнему все также обаятельна, как когда-то в молодости!