Любовь Добржанская, вдохновившая Эльдара Рязанова на создание «Гусарской баллады»

У пьесы «Давным-давно», по которой Эльдар Рязанов и снял фильм «Гусарская баллада», несколько странная история создания. Говорят, что её автор Александр Гладков вовсе таковым не является. Якобы в 1940 году он сидел в тюрьме по обвинению в воровстве раритетных книг из Ленинской библиотеки и вышел оттуда уже с этим произведением, которое написал кто-то из заключенных, так и оставшийся там навсегда.

Эту версию выдвигал сам Рязанов. Пьесу следовало переработать в сценарий к фильму и он решился обратиться непосредственно к Гладкову, который в начале 60-х был еще жив-здоров. Тот вроде бы согласился, после чего на несколько месяцев просто исчез. В итоге режиссер дописал сценарий сам, а драматург появился уже после того, как начались съемки. Тем не менее, фамилия Гладкова осталась в титрах.

Композитор Энн Роннелл, Эльдар Рязанов, композитор Тихон Хренников с дочерью Натальей (создатель музыки к Гусарской балладе") и Александр Гладков. 1962 год.
Композитор Энн Роннелл, Эльдар Рязанов, композитор Тихон Хренников с дочерью Натальей (создатель музыки к «Гусарской балладе») и Александр Гладков. 1962 год.

Любовь Добржанская в роли Шурочки Азаровой

История, конечно, спорная. Натолкнул Рязанова на такие мысли другой случай, который произошел на двадцать лет раньше, когда только начали ставить пьесу на сцене. Одна из постановок случилась в Свердловске в трудном 1942 году. Театр Советской Армии находился там в эвакуации и у его режиссера Алексея Попова случилась точно такая же история с Гладковым. Тот должен был что-то дописать и исчез. Именно тогда и поползли слухи о том, что он не является автором пьесы. Впрочем, никто так этого и не смог доказать.

Там же, в Свердловске, на сцену в образе Шурочки Азаровой вышла знаменитая театральная актриса Любовь Добржанская. По факту ей тогда было уже 37 лет, хотя по паспорту — 34. Говорят, она решила исправить себе год рождения с 1905 на 1908, «случайно» пролив чернила на документ. С тех пор свой День рождения она никогда не отмечала, только именины — 30 сентября. В любом случае, образу юной девицы тогда она соответствовала мало.

Любовь Добржанская в роли Шурочки Азаровой в спектакле "Давным-давно"
Любовь Добржанская в роли Шурочки Азаровой в спектакле «Давным-давно»

Те, кто знал «мировую маму» в молодые годы, отмечали, что она обладала большим обаянием и нравилась мужчинам. Ходили слухи и о ее давнем романе с Поповым, который даже хотел уйти ради Добржанской из семьи, но так и не решился. В общем, Любовь уговорила режиссера, что сыграет эту роль лучше всех. Уже на первой репетиции он понял, что не ошибся.

Надо сказать, что пьеса музыкальная, а у Добржанской, помимо неоспоримого актерского таланта, был еще и прекрасный голос. Впоследствии она даже гастролировала по стране с романсами. Тогда результат работы удивил всех. Во-первых, в тяжелые военные годы спектакль неожиданно собрал полный зал людей, которые тяжело трудились в тылу на благо армии. Во-вторых, на сцене Любовь была настолько убедительна, что никто даже и не заподозрил, что «Шурочке»-то уже под сорок.

Любовь Добржанская в фильме "Учитель танцев" (1952)
Любовь Добржанская в фильме «Учитель танцев» (1952)

Первые исполнительницы роли Шурочки Азаровой

Спектакль решено было везти в Москву, где Добржанская уже покорила и столичную публику. Шурочка Азарова оказалась одной из лучших ролей в театральной карьере актрисы. Её и так уже хорошо знали до войны по роли Катарины в «Укрощении строптивой», а тогда она стала одной из самых популярных актрис в столице.

Не смогли затмить Добржанскую и признанные примы. Также возрастная Мария Бабанова была вообще самой первой исполнительницей этой роли в радиопостановке 1941 года, которая транслировалась между фронтовыми сводками через репродукторы на улицах. Елена Юнгер (будущая легенда Александринского театра и старшая «дочь» Раневской в «Золушке») также играла Азарову в 1941 году в блокадном Ленинграде.

Мария Бабанова и Елена Юнгер в роли Шурочки Азаровой
Мария Бабанова и Елена Юнгер в роли Шурочки Азаровой

Любовь Добржанская и Эльдар Рязанов

Все еще шла война, когда впервые Добржанскую в этом спектакле увидел 17-летний Эльдар Рязанов. Этот момент остался у него в памяти и почти через 20 лет он решил экранизировать пьесу. Не сказать, что он в те годы был опальным режиссером, но его работа «Человек ниоткуда» (1961) очень не понравилась одному большому начальнику, который увидел на стене кинотеатра плакат с Юрским в набедренной повязке. Он приказал снять это и больше не показывать. Фильм повторно вышел на экраны только в 1988 году.

Тогда же Рязанову надо было срочно реабилитироваться и снять что-то патриотическое в духе того времени. Так пришла идея с экранизацией «Давным-давно», когда-то увиденным им на сцене. Кстати, по этой же причине Ржевского сыграл не Юрский (хотя изначально должен был именно он), а другой актер из «Человека ниоткуда» — Юрий Яковлев. Он тогда уже был известен по экранизации «Идиота» Достоевского и руководство было к нему более лояльно настроено.

Любовь Добржанская в фильмах "Берегись автомобиля" (1966) и "Ирония судьбы..." (1975)
Любовь Добржанская в фильмах «Берегись автомобиля» (1966) и «Ирония судьбы…» (1975)

Сама же Добржанская кино не очень жаловала. Впервые она появилась на экране в 47 лет в фильме «Учитель танцев» (1952), а прославилась именно в фильмах Эльдара Рязанова, где и получила статус «мировой мамы», сыграв матерей главных героев в «Берегись автомобиля» и «Иронии судьбы…».

К концу жизни Добржанская тяжело болела. Ей пришлось уйти из театра, так как она стала забывать текст. Последней ролью также стала мать, на этот раз героя Олега Даля в фильме «В четверг и больше никогда» (1977).

Не стало великой актрисы в 1980 году. Сама «мать советского кинематографа» детей не имела.

Читайте также: