Малкольм Макдауэлл: трудные съемки в советском фильме и его мнение о России

Символично, что идея создания фильма «Цареубийца», повествующего о периоде, когда царская Россия была уничтожена, появилась у Карена Шахназарова на пороге исчезновения того государства, которое пришло ей на смену. В самом конце 80-х уже более или менее открыто, хоть и все равно с опаской, начинали говорить об альтернативном ходе истории начала 20 века в нашей стране.

Сейчас, с высоты проведенных исследований, многие трактовки событий тех далеких лет в фильме подвергаются критике, но тогда у Шахназарова и сценариста Александра Бородянского не стояла задача в точности соблюсти историческую достоверность. «Цареубийца» — это не летопись о судьбе царской семьи, а психологическая драма с некоторыми элементами мистики. В центре — персонаж психиатрической больницы, который «путешествует во времени» в своем сознании и мнит себя убийцей сразу двух царей — Александра II и Николая II.

Что интересно, когда писался сценарий, создатели представляли себе образ именно «главного психопата Голливуда» Малкольма Макдауэлла, чьи работы у нас знали, хоть и по видеозаписям не самого лучшего качества. В ходе событий, казавшихся поначалу невероятными, он этого героя и сыграл…

Армен Джагарханян и Малкольм Макдауэлл в фильме "Цареубийца"
Армен Джагарханян и Малкольм Макдауэлл в фильме «Цареубийца»

Как Малкольм Макдауэлл попал в советский фильм

Шахназаров не планировал подключать к съемкам «Цареубийцы» иностранцев. За несколько лет до этого он готовился к совместному советско-итальянскому проекту по чеховской «Палате №6», где должен был сыграть Марчелло Мастроянни, но по каким-то причинам у них не сложилось. Видимо, Карен боялся повторения ситуации и теперь решил рассчитывать только на собственные силы.

При подготовке к предыдущему фильму осталось много наработок, связанных с психиатрией, а потому Шахназаров и Бородянский решили использовать их в своей новой картине. Так получился сценарий, который неожиданно заинтересовал англичан и они были готовы оплатить половину стоимости производства. Тогда Карен пошел ва-банк и заявил, сам не веря в положительный результат, что хочет видеть в одной из главных ролей Макдауэлла.

Карен Шахназаров и Малкольм Макдауэлл на съемках фильма "Цареубийца"
Карен Шахназаров и Малкольм Макдауэлл на съемках фильма «Цареубийца»

С ним связались и через некоторое время Шахназаров приехал к нему в Швейцарию, где тогда снимался Малкольм. На ломанном английском он рассказывал ему сценарий. Впоследствии Макдауэлл говорил, что ничего не понял, но попросил прислать его на родном ему языке.

Тогда Макдауэлл все еще оставался мировой звездой, хоть и слегка потерявшей былой блеск. Идею сыграть сложный образ пациента Тимофеева, страдающего раздвоением личности, Малкольм воспринял с энтузиазмом — это был шанс вернуться на экраны с серьезной актерской работой. Уже через несколько месяцев он был в СССР.

Малкольм Макдауэлл в СССР

Шел 1990 год — время тотального дефицита. Большая часть съемочного процесса проходила во Владимире. Макдауэлл жил практически в обычных условиях советского человека — на съемной квартире. Правда, где-то ему раздобыли подержанную иномарку для передвижения и личного повара, который с трудом доставал ему продукты на рынке.

Да и сами съемки проходили трудно и долго, из-за нехватки средств проект даже был на грани закрытия. Малкольм спокойно все терпел, он был очень увлечен ролью. В тот год в интервью «Коммерсанту» он говорил:

Вид того, в каком положении живут ваши люди и как выглядит страна, производящая впечатление паровоза, из которого таинственным образом куда-то вышел весь пар, не может не расстраивать любого нормального человека. Все невероятно запущено, ужасно, и что особенно меня волнует, ничто не персонифицировано — индивидуальность засунута в трясину. И в киосках до сих пор продаются портреты Ленина! Почему? Я не могу этого понять.

Малкольм Макдауэлл и Карен Шахназаров на съемках. Фото: Мосфильм
Малкольм Макдауэлл и Карен Шахназаров на съемках. Фото: Мосфильм

Сложность процесса еще заключалась в том, что сразу делали два дубля — на русском и на английском. Макдауэлла потом озвучивал Юрий Беляев, который сыграл также эпизодическую роль Александра II, а наших актеров — британские коллеги. Таким образом, одновременно были сняты две версии фильма и работу над ним Шахназаров потом называл самой сложной в своей карьере. Больше он на такие авантюры не соглашался.

Партнером Макдауэлла был Олег Янковский, сыгравший две роли — врача и Николая II. Фильм старались закончить к Каннскому кинофестивалю 1991 года и это с трудом, но удалось.

Александр Бородянский, Олег Янковский, Малкольм Макдауэлл и Карен Шахназаров
Александр Бородянский, Олег Янковский, Малкольм Макдауэлл и Карен Шахназаров

И все-таки Макдауэлл был поражен организацией процесса, в который в те годы еще практически не вмешивались спонсоры и рекламодатели, свободе творчества, а также нашими людьми:

В вашей стране есть нечто непознанное, загадочное. Россия напоминает мне дремлющего колосса. Порой вашему народу не хватает хлеба, однако есть то, что трудно определить словами, — наверное, это душа нации. Пройдя тяжелейший путь познания истины, страданий и потерь, русский народ не лишился чувства юмора. Меня буквально потрясла ваша фантастическая способность смотреть на вещи через смех. Уверен, вашу страну ожидает золотой век.

В нулевых он сыграл еще одного психопата — Андрея Чикатилло в триллере «Эвиленко», для чего приезжал в Киев. А также еще раз поработал с российским режиссером Василием Чигинским над фильмом «Зеркальные войны. Отражение первое» (2005). Правда, это кино абсолютно провалилось в прокате и «Второе отражение» решили не снимать вовсе.

Тогда Макдауэлл отмечал, что Россия изменилась в лучшую сторону.

Успех фильма «Цареубийца»

Малкольм Макдауэлл и Олег Янковский в фильме "Цареубийца" (1991)
Малкольм Макдауэлл и Олег Янковский в фильме «Цареубийца» (1991)

Олег Янковский получил за свою роль «Нику», а гонорар Макдауэлла оплатила британская сторона. Говорили, что он работал за очень скромные деньги. Но вот, например, в статье Коммерсанта от 03.09.1990, где было и интервью актёра, называлась цифра в 2 миллиона долларов (это была треть от вклада англичан во все производство).

Как бы то ни было, а положение Мосфильма в те годы было сложным, оборудование изнашивалось и участие британцев было серьезным подспорьем. Благодаря высокому бюджету, и картинка на экране выглядит совершенно иначе, чем то, что обычно выходило у нас в те годы.

«Цареубийца» смог привлечь порядком уставших от перестроечного кино зрителей у нас, был интерес и в Британии. Тем не менее, большим количеством призов на фестивалях он не был отмечен.

Читайте также: