Главные Матери советского кино, и нечто общее в судьбах сыгравших их актрис
Образ матери — всегда является одним из центральных практически в любом произведении. Советский кинематограф — не исключение, здесь мы можем встретить типажи на любой вкус, сыгранные прекрасными актрисами и запомнившиеся, кажется, на века.
Парадоксально, но самые сильные и запоминающиеся образы матерей в советском кино получались у тех актрис, которые теряли собственных детей, либо не имели их вовсе. Впрочем, есть ли в этом своя закономерность или это просто совпадение?
«Мировая мама» Любовь Добржанская
Любовь Добржанская была большой театральной актрисой, которая не терпела ни сплетен, ни интриг, ни халтуры. Характер у нее был волевой, что не помешало выйти четыре раза замуж, трех мужей она пережила. Детей, к сожалению, ни в одном из браков не появилось.
В кино Добржанская запомнилась прежде всего ролями матерей главных героев — Иннокентия Смоктуновского в «Берегись автомобиля», Андрея Мягкова в «Иронии судьбы…» и Олега Даля в фильме «В четверг и больше никогда».
«Баушка» Татьяна Пельтцер
Татьяна Пельтцер появилась в кино после сорока. Она вполне еще могла играть молодых, но за ней сразу закрепилось амплуа соседок, тетушек, а потом и бабушек. И, конечно, матерей. Мать и сына они сыграли с Леонидом Харитоновым в фильмах про Ивана Бровкина и сразу оба стали популярными. Он ушел раньше неё, до конца жизни они так и называли друг друга — сын и мама.
В театре Ленком за Пельтцер закрепилось прозвище «Баушка». Она всегда была прямолинейна и не стеснялась в выражениях, но обижаться на нее за это было сложно — Татьяна была очень компанейским человеком с отличным чувством юмора.
После ухода отца, известного актера Ивана Пельтцера, театральная труппа заменила ей семью. Со своим мужем немцем Гансом Тейблером она рассталась еще в начале 30-х. Он так и остался её единственной любовью.
«Мачеха» Фаина Раневская
Конечно, Фаина Георгиевна мало ассоциируется с образом матери. Тем не менее, большинство её кинообразов так или иначе с этим связаны — и Ляля в «Подкидыше», и Мачеха в «Золушке» (все-таки она там еще и мать).
Но самой интересной её работой в этом амплуа является сегодня, увы, забытый фильм Михаила Ромма «Мечта» — единственная главная роль актрисы. Раневская играет там Розу Скороход — очень сложный образ матери, страдающей от любви к сыну-негодяю и одновременно жестокой к другим людям.
У этого фильма непростая судьба. Премьера состоялась в июле 1941 года в Москве, под бомбежками. Позже его увидел Президент США Франклин Рузвельт. Он говорил так:
На мой взгляд, это один из самых великих фильмов земного шара. Раневская – блестящая трагическая актриса.
Еще одна «Мачеха» Татьяна Доронина
Несмотря на множество образов в театре и кино, бурную личную жизнь и отсутствие детей, на экране Татьяна Доронина прежде всего ассоциируется с образом матери. Она прекрасно сыграла его и в фильме «Валентин и Валентина», и в «Три тополя на Плющихе» (хотя он не был там основным). Но самый пронзительный — это, конечно, Шура Олеванцева в «Мачехе».
«Мать-героиня» Наталья Гундарева
Наталья Гундарева была талантливейшей актрисой, но образ матери не был в её работах основным. Тем не менее, роль Нади Кругловой в фильме «Однажды 20 лет спустя»- матери-героини, родившей и воспитавшей десятерых детей, прочно вошел в число любимых советскими зрителями.
Между тем, своих детей у актрисы не было.
«Добрая мама» Любовь Соколова
На долю Любови Соколовой выпала масса испытаний. Её первый муж не пережил блокаду. В следующем браке с Георгием Данелия она родила единственного сына Николая, которого не стало в возрасте 26 лет из-за передозировки. У Соколовой осталась лишь внучка Маргарита.
Любовь была рекордсменкой Книги рекордов Гиннесса по количеству сыгранных ролей в кино. Что характерно, главных среди них совсем немного, а отрицательных и вовсе практически нет. Соколова предпочитала играть верных жен и хороших матерей:
Я не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!
«Великая мама» Нонна Мордюкова
Нонна Мордюкова вместе с Фаиной Раневской вошла в список величайших актрис 20 века. Её талант был настолько велик, что она могла сыграть кого угодно. Самые пронзительные её роли — это, конечно, матери. Специально для нее писали сценарий к фильму «Родня» Никита Михалков и Виктор Мережко, а последний её фильм так и назывался — «Мама».
А в жизни у нее была великая боль — рано ушедший из жизни сын Владимир от брака с Вячеславом Тихоновым. Она винила в этом только себя, говоря, что единственного сына она упустила.
Две экранизации романа Горького «Мать»
Эта подборка была бы неполной без двух экранизаций произведения Максима Горького «Мать». В какой-то степени с этого фильма в 1926 году начиналось наше кино, другая экранизация случилась через 30 лет. Что интересно, сына главной героини Павла Власова сыграли в разные годы Николай и Алексей Баталовы — дядя и племянник.
Пелагея Ниловна Власова — центральный образ произведения. На протяжении повествования из женщины, замученной мужем, она превращается в личность. Ей суждено потерять сына. Саму Ниловну играли прекрасные актрисы — Вера Барановская и Вера Марецкая.
Следы Веры Барановской несколько теряются после её эмиграции, в начале 30-х она уехала во Францию, где позже скончалась в возрасте 50 лет. Вера Марецкая же была звездой Театра имени Моссовета. В отличии от большинства представленных в статье актрис у нее было двое детей. Тем не менее, судьба оказалась сложной — родных братьев расстреляли, а второй муж не вернулся с войны.
Счастливые матери
Конечно, в судьбах актрис можно искать и найти любое пересечение при желании. Поэтому немного расскажем еще о трех актрисах, чья семейная жизнь сложилась довольно удачно и, тем не менее, они также блестяще играли матерей в советском и российском кино. Все-таки талант никак не зависит ни от погоды, ни от семейного положения, ни от наличия детей. Но, как говорится, талантам надо помогать, это бездарности пробьются сами.
Инна Чурикова
Еще одной экранизацией романа «Мать» стала работа режиссера Глеба Панфилова 1989 года. Главную роль сыграла его жена — Инна Чурикова. Когда-то она считалась «неформатом» в советском кино и, наверное, её талант так и не был раскрыт, если бы не встреча с Панфиловым, чьей музой она стала на долгие годы. У супругов есть сын Иван.
Вообще, в активе Инны очень много ярких образов именно матерей. Причем, абсолютно разных по характеру — в фильмах «Курьер», «Ширли Мырли», «Ребро Адама». В одном из последних своих на данный момент фильмов «Страна Оз» она также сыграла именно мать.
Галина Польских
У Галины Польских не так просто складывалась личная жизнь — первого мужа не стало очень рано, а второй брак по её признанию был ошибкой. Она всегда рассчитывала только на себя и вырастила двух прекрасных дочерей.
В кино Польских очень часто представала в образе матери, а позже и бабушки. Самый известный и любимый народом её фильм в этом амплуа — «По семейным обстоятельствам».
Людмила Зайцева
Людмила Зайцева — кубанская казачка, её образы простых русских женщин всегда были наиболее близки зрителю. Конечно, среди сыгранного много матерей — «Здравствуй и прощай», «Маленькая Вера»… В 2015 году она сыграла мать Григория Мелехова в новой экранизации «Тихого Дона».
Матерью Зайцева стала в 1982 году, по тем меркам довольно поздно — в 36 лет. У неё был счастливый брак с актером и режиссером Геннадием Ворониным, а их дочь Василиса также выбрала профессию родителей.