Главные Матери советского кино, и нечто общее в судьбах сыгравших их актрис

Образ матери — всегда является одним из центральных практически в любом произведении. Советский кинематограф — не исключение, здесь мы можем встретить типажи на любой вкус, сыгранные прекрасными актрисами и запомнившиеся, кажется, на века.

Парадоксально, но самые сильные и запоминающиеся образы матерей в советском кино получались у тех актрис, которые теряли собственных детей, либо не имели их вовсе. Впрочем, есть ли в этом своя закономерность или это просто совпадение?

«Мировая мама» Любовь Добржанская

Кадры из фильмов: «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы…» (1975), «В четверг и больше никогда» (1977)
Кадры из фильмов: «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы…» (1975), «В четверг и больше никогда» (1977)

Любовь Добржанская была большой театральной актрисой, которая не терпела ни сплетен, ни интриг, ни халтуры. Характер у нее был волевой, что не помешало выйти четыре раза замуж, трех мужей она пережила. Детей, к сожалению, ни в одном из браков не появилось.

В кино Добржанская запомнилась прежде всего ролями матерей главных героев — Иннокентия Смоктуновского в «Берегись автомобиля», Андрея Мягкова в «Иронии судьбы…» и Олега Даля в фильме «В четверг и больше никогда».

«Баушка» Татьяна Пельтцер

Леонид Харитонов и Татьяна Пельтцер в фильме "Солдат Иван Бровкин" (1955)
Леонид Харитонов и Татьяна Пельтцер в фильме «Солдат Иван Бровкин» (1955)

Татьяна Пельтцер появилась в кино после сорока. Она вполне еще могла играть молодых, но за ней сразу закрепилось амплуа соседок, тетушек, а потом и бабушек. И, конечно, матерей. Мать и сына они сыграли с Леонидом Харитоновым в фильмах про Ивана Бровкина и сразу оба стали популярными. Он ушел раньше неё, до конца жизни они так и называли друг друга — сын и мама.

В театре Ленком за Пельтцер закрепилось прозвище «Баушка». Она всегда была прямолинейна и не стеснялась в выражениях, но обижаться на нее за это было сложно — Татьяна была очень компанейским человеком с отличным чувством юмора.

После ухода отца, известного актера Ивана Пельтцера, театральная труппа заменила ей семью. Со своим мужем немцем Гансом Тейблером она рассталась еще в начале 30-х. Он так и остался её единственной любовью.

«Мачеха» Фаина Раневская

Фаина Раневская в фильме "Мечта" (1941)
Фаина Раневская в фильме «Мечта» (1941)

Конечно, Фаина Георгиевна мало ассоциируется с образом матери. Тем не менее, большинство её кинообразов так или иначе с этим связаны — и Ляля в «Подкидыше», и Мачеха в «Золушке» (все-таки она там еще и мать).

Но самой интересной её работой в этом амплуа является сегодня, увы, забытый фильм Михаила Ромма «Мечта» — единственная главная роль актрисы. Раневская играет там Розу Скороход — очень сложный образ матери, страдающей от любви к сыну-негодяю и одновременно жестокой к другим людям.

У этого фильма непростая судьба. Премьера состоялась в июле 1941 года в Москве, под бомбежками. Позже его увидел Президент США Франклин Рузвельт. Он говорил так:

На мой взгляд, это один из самых великих фильмов земного шара. Раневская – блестящая трагическая актриса.

Еще одна «Мачеха» Татьяна Доронина

Татьяна Доронина вфильмах "Мачеха" (1973) и "Валентин и Валентина" (1985)
Татьяна Доронина вфильмах «Мачеха» (1973) и «Валентин и Валентина» (1985)

Несмотря на множество образов в театре и кино, бурную личную жизнь и отсутствие детей, на экране Татьяна Доронина прежде всего ассоциируется с образом матери. Она прекрасно сыграла его и в фильме «Валентин и Валентина», и в «Три тополя на Плющихе» (хотя он не был там основным). Но самый пронзительный — это, конечно, Шура Олеванцева в «Мачехе».

«Мать-героиня» Наталья Гундарева

Наталья Гундарева в фильме «Однажды 20 лет спустя» (1980)

Наталья Гундарева была талантливейшей актрисой, но образ матери не был в её работах основным. Тем не менее, роль Нади Кругловой в фильме «Однажды 20 лет спустя»- матери-героини, родившей и воспитавшей десятерых детей, прочно вошел в число любимых советскими зрителями.

Между тем, своих детей у актрисы не было.

«Добрая мама» Любовь Соколова

Любовь Соколова в фильме "Ирония судьбы..." (1975)
Любовь Соколова в фильме «Ирония судьбы…» (1975)

На долю Любови Соколовой выпала масса испытаний. Её первый муж не пережил блокаду. В следующем браке с Георгием Данелия она родила единственного сына Николая, которого не стало в возрасте 26 лет из-за передозировки. У Соколовой осталась лишь внучка Маргарита.

Любовь была рекордсменкой Книги рекордов Гиннесса по количеству сыгранных ролей в кино. Что характерно, главных среди них совсем немного, а отрицательных и вовсе практически нет. Соколова предпочитала играть верных жен и хороших матерей:

Я не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!

«Великая мама» Нонна Мордюкова

Постер к фильму "Мама" (1999)
Постер к фильму «Мама» (1999)

Нонна Мордюкова вместе с Фаиной Раневской вошла в список величайших актрис 20 века. Её талант был настолько велик, что она могла сыграть кого угодно. Самые пронзительные её роли — это, конечно, матери. Специально для нее писали сценарий к фильму «Родня» Никита Михалков и Виктор Мережко, а последний её фильм так и назывался — «Мама».

А в жизни у нее была великая боль — рано ушедший из жизни сын Владимир от брака с Вячеславом Тихоновым. Она винила в этом только себя, говоря, что единственного сына она упустила.

Две экранизации романа Горького «Мать»

Эта подборка была бы неполной без двух экранизаций произведения Максима Горького «Мать». В какой-то степени с этого фильма в 1926 году начиналось наше кино, другая экранизация случилась через 30 лет. Что интересно, сына главной героини Павла Власова сыграли в разные годы Николай и Алексей Баталовы — дядя и племянник.

Пелагея Ниловна Власова — центральный образ произведения. На протяжении повествования из женщины, замученной мужем, она превращается в личность. Ей суждено потерять сына. Саму Ниловну играли прекрасные актрисы — Вера Барановская и Вера Марецкая.

Вера Барановская в фильме "Мать" (1926) и Вера Марецкая в фильме "Мать"(1955)
Вера Барановская в фильме «Мать» (1926) и Вера Марецкая в фильме «Мать»(1955)

Следы Веры Барановской несколько теряются после её эмиграции, в начале 30-х она уехала во Францию, где позже скончалась в возрасте 50 лет. Вера Марецкая же была звездой Театра имени Моссовета. В отличии от большинства представленных в статье актрис у нее было двое детей. Тем не менее, судьба оказалась сложной — родных братьев расстреляли, а второй муж не вернулся с войны.

Счастливые матери

Конечно, в судьбах актрис можно искать и найти любое пересечение при желании. Поэтому немного расскажем еще о трех актрисах, чья семейная жизнь сложилась довольно удачно и, тем не менее, они также блестяще играли матерей в советском и российском кино. Все-таки талант никак не зависит ни от погоды, ни от семейного положения, ни от наличия детей. Но, как говорится, талантам надо помогать, это бездарности пробьются сами.

Инна Чурикова

Инна Чурикова в фильме "Мать" (1989) и в "Стране Оз" (2015)
Инна Чурикова в фильме «Мать» (1989) и в «Стране Оз» (2015)

Еще одной экранизацией романа «Мать» стала работа режиссера Глеба Панфилова 1989 года. Главную роль сыграла его жена — Инна Чурикова. Когда-то она считалась «неформатом» в советском кино и, наверное, её талант так и не был раскрыт, если бы не встреча с Панфиловым, чьей музой она стала на долгие годы. У супругов есть сын Иван.

Вообще, в активе Инны очень много ярких образов именно матерей. Причем, абсолютно разных по характеру — в фильмах «Курьер», «Ширли Мырли», «Ребро Адама». В одном из последних своих на данный момент фильмов «Страна Оз» она также сыграла именно мать.

Галина Польских

Людмила Зайцева и Галина Польских в фильме "По семейным обстоятельствам" (1977)
Людмила Зайцева и Галина Польских в фильме «По семейным обстоятельствам» (1977)

У Галины Польских не так просто складывалась личная жизнь — первого мужа не стало очень рано, а второй брак по её признанию был ошибкой. Она всегда рассчитывала только на себя и вырастила двух прекрасных дочерей.

В кино Польских очень часто представала в образе матери, а позже и бабушки. Самый известный и любимый народом её фильм в этом амплуа — «По семейным обстоятельствам».

Людмила Зайцева

Людмила Зайцева и Наталья Негода в фильме "Маленькая Вера" (1989)
Людмила Зайцева и Наталья Негода в фильме «Маленькая Вера» (1989)

Людмила Зайцева — кубанская казачка, её образы простых русских женщин всегда были наиболее близки зрителю. Конечно, среди сыгранного много матерей — «Здравствуй и прощай», «Маленькая Вера»… В 2015 году она сыграла мать Григория Мелехова в новой экранизации «Тихого Дона».

Матерью Зайцева стала в 1982 году, по тем меркам довольно поздно — в 36 лет. У неё был счастливый брак с актером и режиссером Геннадием Ворониным, а их дочь Василиса также выбрала профессию родителей.

Читайте также: