Маяковский-актёр: гений или бездарность. Неожиданные грани таланта классика

Большинство знает Владимира Маяковского как поэта, однако стихи он стал писать несколько позже других своих увлечений. В первую очередь — живописи. Детство он провел в Грузии и всерьез собирался стать художником, брал уроки рисования. Однако после ухода из жизни отца семья переехала в Москву, где 13-летний Володя открыл для себя мир немого кино.

Он не пропускал ни одного сеанса, а на некоторые ленты ходил и по несколько раз. Часто — без билета, потому что семья не могла позволить себе такие траты. Конечно, юного киномана ловили, он постоянно создавал вокруг себя скандалы, но отказаться от встречи с прекрасным никак не мог. Маяковского всегда влекли новаторские идеи, а кинематограф в начале 20 века действительно был новым, революционным искусством.

Позже Владимир сам попал в кино не только как актёр, он работал там и как сценарист, и даже режиссер. Кое-что из его работ дошло до наших дней, что вызвало жаркие споры, в которых одни утверждали, что поэт с тем же успехом мог бы стать блестящим артистом, а другие называли его бездарностью.

Молодые годы Владимира Маяковского
Молодые годы Владимира Маяковского

Актёрские работы Владимира Маяковского

Актёрский период в жизни Маяковского продлился недолго — с 1914 по 1918 годы. Это время расцвета коммерческого кинематографа, большинство творений которого не дожило до наших дней по разным причинам. Во-первых, с появлением звукового кино они безнадежно устарели, уже не привлекали зрителя и стало бессмысленно хранить такое количество материала. Во-вторых, власть поменялась и какие-то фильмы попали под цензуру.

Сам же Маяковский относился к своим ранним работам достаточно легко и даже иронично. Например, в письме к своей музе Лиле Брик (а их отношения начались именно в тот период) он пишет:

Кинематографщики говорят, что я для них небывалый артист. Соблазняют речами, славой и деньгами…

Владимир Маяковский в фильме "Барышня и хулиган" (1918)
Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган» (1918)

Первая роль Владимира Маяковского в кино

Первый фильм, на который «соблазнили» 20-летнего Владимира назывался «Драма в кабаре футуристов № 13». В нём приняли участие московские художники и поэты, выступавшие как объединение «Ослиный хвост», среди них был и Маяковский. Кино оказалось своеобразным, с одной стороны, описывающее обычную московскую жизнь футуристов, с другой — пародией на «фильмы ужасов» тех лет.

К удивлению, «Драма…» с успехом несколько раз возвращалась в прокат, последний — в конце 30-х годов, в эпоху звукового кино. У Владимира здесь была небольшая «демоническая» роль, он появлялся в самом конце в пальто, цилиндре и перчатках. Из всего фильма сохранился один кадр, правда Маяковского на нем нет. Это московские художники Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, игравшие основных персонажей.

Кадр из фильма "Драма в кабаре футуристов № 13" (1914) / молодой Владимир Маяковский
Кадр из фильма «Драма в кабаре футуристов № 13» (1914) / молодой Владимир Маяковский

Маяковский — сценарист

Более трепетно Маяковский относился к фильмам, к которым сам создавал сценарии. Причем, писались они, как правило, прямо на полях книг, сюжет которых он брал за основу. Так был создан фильм «Не для денег родившийся» (1918) по роману Джека Лондона «Мартин Иден». Владимир сыграл здесь главную роль — простого рабочего Ивана Нова, который под влиянием девушки из интеллигентной семьи сам преображается и внутренне, и внешне. Говорят, он видел в этом персонаже себя самого.

А кто же эта дама, так повлиявшая на него? Неужели Лиля Брик?

Владимир Маяковский на съемках фильма "Не для денег родившийся" (1918)
Владимир Маяковский на съемках фильма «Не для денег родившийся» (1918)

Для Брик он написал другой сценарий и считал именно картину «Закованная фильмой» своей любимой:

На лето хотелось бы сняться с тобой в кино. Сделал бы для тебя сценарий. Этот план я разовью по приезде. Почему-то уверен в твоём согласии.

Плакат к фильму Маяковский рисовал сам. В центре сюжета — балерина, сошедшая с афиши к влюбленному в нее художнику и также внезапно исчезнувшая из его жизни. В главных ролях, конечно, Лиля и Владимир. Однако он был недоволен игрой и через десять лет предпринимал попытки переснять этот фильм, где вместо балерины была уже актриса, но не сложилось.

Есть мнение, что кое-что из этого сценария вдохновило годы спустя Вуди Аллена на создание своего фильма «Пурпурная роза Каира» (1985).

Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме "Закованная фильмой" (1918)
Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме «Закованная фильмой» (1918)

Владимир Маяковский и «Барышня и хулиган»

Следующий фильм Владимир снял уже сам, выступив в нем и режиссером, и сценаристом, и исполнителем главной роли. В основе сюжета — произведение итальянца Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих». «Барышня и хулиган» — это единственная работа Маяковского, которая полностью сохранилась до наших дней и мы сами можем оценить его актёрский талант.

Однако он скептически относился к собственному творчеству тех лет, называл его «сентиментальной заказной ерундой», добавляя при этом:

Ерунда не потому, что хуже других, а потому, что не лучше!

Фильм «Барышня и хулиган» (1918)

Его партнерша Александра Ребикова, исполнившая вторую главную роль учительницы, была несколько иного мнения о Маяковском как об актёре. Она отмечала его пунктуальность, дисциплинированность в процессе съемок, а также точное попадание в образ и «настоящие живые человеческие глаза». Её мнение можно считать экспертным, ведь Ребикова была профессиональной актрисой театра и кино, ученицей Станиславского.

Александра Ребикова и Владимир Маяковский в фильме "Барышня и хулиган" (1918)
Александра Ребикова и Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган» (1918)

Больше Маяковский в кино не снимался, лишь в конце двадцатых вернулся как сценарист и реже — второй режиссер. Одна его сатирическая комедия «Декабрюхов и Октябрюхов» (1928) имела успех, но большинство работ были забракованы цензорами. Более успешен Владимир оказался в театре, Мейерхольд поставил несколько его пьес.

В 1929 году Маяковский с энтузиазмом взялся за сценарий Лили Брик «Любовь и долг, или Кармен», они собирались работать над ним бесплатно в надежде, что фильм себя окупит позже. Однако снимать им не дали — в пародии на заграничную кинохалтуру проверяющие почему-то узнали самих себя.

После череды неудач по всем фронтам в 1930 году поэта, писателя, художника и актёра не стало.

Читайте также: