Иностранные актеры в советском кино: почему большинство их фильмов ждал провал

В самом конце 50-х наши фильмы начали брать призы на международных кинофестивалях. Делегации из СССР регулярно выезжали за границу, а к нам стали приезжать знаменитые актеры и режиссеры.

Тогда иностранцы стали интересоваться нашим кинематографом, начали возникать проекты, к которым привлекались советские режиссеры. Конечно, в основном, те, кого хорошо знали на западе.

Как правило, беда большинства совместных проектов была в том, что каждая сторона тянула одеяло на себя. Особенно, если в творчество вмешивались деньги. Многие сценарии переписывались по ходу съемок. А фильмы обещали быть ярким явлением в кинематографе, но чаще громче был шум вокруг самого процесса, а результат оставался весьма проходным.

Род Стайгер и Кристофер Пламмер в фильме Сергея Бондарчука «Ватерлоо» (1970)

Род Стайгер в фильме "Ватерлоо" (1970)
Род Стайгер в фильме «Ватерлоо» (1970)

Сразу после успеха «Войны и мира» Сергея Бондарчука, а он ни много ни мало взял премию Оскар как лучший иностранный фильм, итальянские продюсеры замахнулись на еще один масштабный проект «Ватерлоо». Бондарчук с энтузиазмом принялся за реализацию. После экранизации Толстого у него осталась еще масса задумок на эту тему.

На главные роли были приглашены голливудские актёры Род Стайгер (Наполеон) и Кристофер Пламмер (Герцог Веллингтон). Стайгер годом ранее уже получил премию Оскар за роль в фильме «Душной южной ночью», который позже в США был признан одним из величайших фильмов в истории.

Джек Хокинс и Кристофер Пламмер в фильме "Ватерлоо" (1970)
Джек Хокинс и Кристофер Пламмер в фильме «Ватерлоо» (1970)

Актёры выкладывались по полной программе, по воспоминаниям Ирины Скобцевой, которая также сыграла в этом фильме, Стайгер и Бондарчук понимали друг друга «с полувзгляда, хотя и говорили на разных языках». Из наших актёров здесь также снялись: Евгений Самойлов, Олег Видов, Ростислав Янковский.

Сергей Бондарчук, Род Стайгер и Кристофер Пламмер. Фото: ТАСС
Сергей Бондарчук, Род Стайгер и Кристофер Пламмер. Фото: ТАСС

Батальные сцены впечатляют, это именно то кино, которое нужно смотреть на большом экране. Увы, фильм в прокате провалился. Позже голливудские продюсеры грешили на то, что произошло это из-за… Наполеона. Якобы он не был интересен массовому зрителю.

Именно поэтому Стэнли Кубрику в свою очередь пришлось свернуть свой эпохальный проект об этом императоре, где главные роли должны были сыграть Джек Николсон и Одри Хепберн. Ему просто не дали финансирования.

Шон Коннери и Клаудия Кардинале в фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969)

Клаудия Кардинале и Шон Коннери в фильме "Красная палатка" (1969)
Клаудия Кардинале и Шон Коннери в фильме «Красная палатка» (1969)

Фильм «Красная палатка» — совместный проект СССР, Великобритании и Италии стал последним в карьере прославленного советского режиссера Михаила Калатозова. На тот момент мир уже давно знал его по фильму «Летят журавли».

Кино о трагической судьбе полярной экспедиции Умберто Нобиле обещало быть грандиозным по своему масштабу. Главную роль исполнил австралийский актер Питер Финч и был поражен отличной организацией и качеством съемок на Мосфильме — люди интересовались только творчеством, а не личной жизнью актеров, а вокруг не крутились рекламные агенты.

Но основным звездами обещали быть Клаудия Кардинале и Шон Коннери. Как раз они, по мнению многих экспертов, и испортили этот фильм.

Клаудия Кардинале, Михаил Калатозов и Харди Крюгер на съемках фильма "Красная палатка". Фото: ТАСС
Клаудия Кардинале, Михаил Калатозов и Харди Крюгер на съемках фильма «Красная палатка». Фото: ТАСС

Главным продюсером стал итальянец Франко Кристальди, по совместительству муж Клаудии Кардинале. Именно он пригласил Шона Коннери, тогда уже «пятикратного» Джеймса Бонда, которого в СССР никто не узнавал, потому что эти фильмы тогда у нас не показывали. Говорят, Коннери был несколько удивлен тем, что его никто не замечает на съемочной площадке.

Тем не менее, главным провалом стало то, что по требованию итальянской стороны начали перекраивать оригинальный сценарий. Настолько, что наш Юрий Нагибин отказался далее принимать в этом участие. Роль медсестры Валерии специально писалась под Кардинале, её изначально не было в настоящей истории экспедиции.

С нашей стороны фильме участвовали: Эдуард Марцевич, Никита Михалков, Донатас Банионис, Юрий Соломин, Борис Хмельницкий.

Кстати, в «западной» версии звучала музыка Эннио Морриконе, а в нашей — Александра Зацепина.

Орнелла Мути в фильме Григория Чухрая «Жизнь прекрасна» (1980)

Джанкарло Джаннини и Орнелла Мути в фильме "Жизнь прекрасна" (1980)
Джанкарло Джаннини и Орнелла Мути в фильме «Жизнь прекрасна» (1980)

Григорий Чухрай стал известен на весь мир еще в самом конце 50-х, после выхода фильма «Баллада о солдате». В 1963-м, уже будучи лауреатом многих иностранных наград, он возглавлял Московский кинофестиваль. Тогда его поступок высоко оценили итальянцы. Чухрай буквально отвоевал первый приз для Федерико Феллинни и его фильма «Восемь с половиной» у отечественной производственной драмы «Знакомьтесь, Балуев!».

С тех пор его отношения с итальянскими кинематографистами были очень теплыми. В 1979 году они приехали в Москву и пригласили его к себе снимать фильм «Жизнь прекрасна». На самом деле, все было довольно прозаично — у итальянцев не хватило финансирования и они решили разделить бюджет с СССР.

Джанкарло Джаннини, Григорий Чухрай и Орнелла Мути на съемках фильма "Жизнь прекрасна". 1979 год
Джанкарло Джаннини, Григорий Чухрай и Орнелла Мути на съемках фильма «Жизнь прекрасна». 1979 год

Чухрай настоял на том, чтобы быть соавтором сценария — таким образом, итальянцы не могли вносить поправки без согласования с ним. На площадке же он имел полную свободу действий, но, как и многие до него, столкнулся с особенностями западного кинематографа тех лет.

Сценарий пришлось неоднократно переписывать. Сначала исполнители главных ролей Орнелла Мути и Джанкарло Джаннини наотрез отказались сниматься в нескольких эпизодах (и имели на это право по договору, который подписали). Потом продюсер испугался реакции радикально настроенных групп и также попросил кое-что переделать.

Из советских актеров в этой картине приняли участие Юозас Будрайтис, Евгений Лебедев, Станислав Чекан.

Фильм вышел в прокат и за него ни разу не было стыдно Чухраю. Но успеха он не имел. Григорий тогда дал себе слово в совместных проектах больше не участвовать. Впрочем, «Жизнь прекрасна» стал в любом случае последним художественным фильмом в его карьере. Дальше он снимал документальное кино.

Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в фильме Витторио де Сика «Подсолнухи» (1970)

Софи Лорен в фильме "Подсолнухи" (1970)
Софи Лорен в фильме «Подсолнухи» (1970)

Пожалуй, единственный фильм из этой подборки, который не был снят советским режиссером. Тем не менее, основным его местом действия стал СССР.

Это кино стало важной вехой в итальянском кинематографе, поскольку поднимало очень актуальную на тот момент тему — судьбу итальянских солдат, попавших в плен на Восточном фронте. Многие из них не вернулись домой и в обществе бытовала версия, что они живут где-то на территории Советского Союза.

Режиссер Витторио де Сика получил разрешение на съемки. В картине присутствуют кадры Москвы, а также Московской и Тверской областей. Главные роли сыграли Софи Лорен, Марчелло Мастроянни и наша Людмила Савельева, ранее блиставшая в «Войне и мире». Однако «Подсолнухи» ждал международный скандал.

Витторио де Сика, Софи Лорен, Марчелло Мастроянни и Людмила Савельева на съемках фильма "Подсолнухи"
Витторио де Сика, Софи Лорен, Марчелло Мастроянни и Людмила Савельева на съемках фильма «Подсолнухи»

Тема, поднятая в фильме, очень непростая. Многие итальянские солдаты, воевавшие на стороне гитлеровской Германии, умерли в советском плену. В то время как на родине продолжали надеяться на их возвращение. Фильм, вышедший в прокат в Европе, рисковал бросить тень на СССР, где предпочитали об этом замалчивать.

Когда «Подсолнухи» были уже смонтированы, советская сторона потребовала убрать некоторые эпизоды. Витторио де Сика отказался, поскольку это бы нарушило целостность картины. После долгих переговоров было решено в титрах сделать приписку, что «история вымышлена, совпадения случайны», а вся съемочная группа была обязана говорить, что такого в СССР на самом деле не было.

В Союзе «Подсолнухи» вышли в прокат на год позже, чем в Европе. Советскому зрителю настоятельно не рекомендовали ходить на этот фильм, а потому он был до поры до времени «благополучно» забыт.

Марчелло Мастроянни в фильме Никиты Михалкова «Очи чёрные» (1987)

Елена Сафонова и Марчелло Мастроянни в фильме "Очи чёрные"
Елена Сафонова и Марчелло Мастроянни в фильме «Очи чёрные»

Впрочем, скандал с «Подсолнухами» почти не коснулся актёров. Их хорошо знали советские зрители. Поэтому Марчелло Мастроянни почти через 20 лет снова появился в нашем кино. На этот раз он снялся у Никиты Михалкова в фильме «Очи черные», созданному по мотивам произведений Чехова. Режиссера выбрал сам Мастроянни. Оказывается, он был ранее знаком с работами Михалкова, что для последнего было несколько неожиданно.

Его партнершей была Елена Сафонова, а также в фильме участвовала целая плеяда советских актеров первой величины: Смоктуновский, Ларионов, Богатырев, Золотухин, Табаков…

Никита Михалков и Марчелло Мастроянни на съемках фильма "Очи черные" (1987)
Никита Михалков и Марчелло Мастроянни на съемках фильма «Очи черные» (1987)

«Очи черные» номинировался на самые престижные премии в мире киноискусства, включая Оскар. Был достаточно тепло встречен западным зрителем, а в СССР, напротив, подвергся критике.

Поскольку фильм принадлежал полностью итальянской стороне, выкупить впоследствии на него права оказалось проблематичным — эти номинации сильно подняли ставки. В свое время наши чиновники отказались разделить эти права в пользу одномоментной оплаты валютой.

Том Халс в фильме Андрея Кончаловского «Ближний круг» (1991)

Том Халс и Александр Збруев в фильме "Ближний круг" (1991)
Том Халс и Александр Збруев в фильме «Ближний круг» (1991)

Не отставал от младшего брата и Андрей Кончаловский. Кажется, «Ближний круг» стал его первой работой после возвращения из эмиграции. Вся критика с нашей стороны заключалась в том, что фильм был снят под западного зрителя и изобиловал разного рода клише, которыми Кончаловский успел обзавестись во время работы в Голливуде.

Фильм о судьбе личного киномеханика Сталина Ивана Саньшина в исполнении Тома Халса. Во второй половине 80-х его имя было на слуху в мире. Он сыграл Моцарта в оскароносном фильме Милоша Формана «Амадей». Также Халс отлично справился и с ролью Ивана.

Что интересно, роль Сталина здесь совершенно неожиданно сыграл Александр Збруев.

Малкольм Макдауэлл в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» (1991)

Армен Джигарханян и Малкольм Макдауэлл в фильме "Цареубийца" (1991)
Армен Джигарханян и Малкольм Макдауэлл в фильме «Цареубийца» (1991)

Фильм «Цареубийца» Карена Шахназарова, пожалуй, один из немногих из подборки, заставивший о себе говорить в нашей стране. Снятый на стыке эпох, в сложное для страны время, он получил совершенно разные отзывы. Народ, уставший от низкосортных перестроечных фильмов, все же вяло, но пришел в кинотеатры.

Шахназаров не собирался снимать костюмированную историческую драму, посвященную грустной истории царской семьи. Равно как и не было задачи полностью соблюдать историческую достоверность (хотя и была проведена огромная работа в этом направлении). Фильм о другом. Это история душевнобольного пациента, который мнит себя убийцей сразу двух царей (Макдауэлл), а также его врача (Олег Янковский).

Многие наработки режиссер позаимствовал из несостоявшегося советско-итальянского проекта по мотивам повести Чехова «Палата номер 6». Кстати, там должен был сниматься всё тот же Марчелло Мастроянни.

Тут Шахназаров замахнулся уже на самого Малкольма Макдауэлла — звезду «Заводного апельсина», «Калигулы», «О, счастливчика». Сценарием неожиданно заинтересовались британские продюсеры. Когда писался сюжет, Шахназаров видел в главной роли прославленного актера, но даже не представлял, что он согласится участвовать в этом проекте.

Карен Шахназаров и Малкольм Макдауэлл на съемках "Цареубийцы"
Карен Шахназаров и Малкольм Макдауэлл на съемках «Цареубийцы»

После участия в съемках Макдауэлл дал несколько интервью, где очень тепло отзывался о нашей стране, о переменах в ней. В то же время отмечал, в каких сложных условиях жил тогда народ. Также он был в восторге от самого процесса съемок, когда продюсеры и рекламщики почти не диктовали свои условия.

Фильм был отмечен двумя премиями «Ника», в том числе за актерскую работу Янковского. За рубежом же он получил приз фестиваля в Белграде. Это был беспрецедентный проект, снятый сразу на двух языках (в разных дублях). А также этот период стал переломным в творчестве самого Шахназарова.

Жанна Моро в фильме Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф» (1991)

Жанна Моро в фильме "Анна Карамазофф" (1991)
Жанна Моро в фильме «Анна Карамазофф» (1991)

«Анна Карамазофф» — советский фильм, пожалуй, с самой сложной судьбой. Его режиссер Рустам Хамдамов — признанный в мире художник, первый, чьи работы при жизни были приняты в коллекцию Эрмитажа. Когда-то он окончил ВГИК (мастерскую Григория Чухрая) и пытался снимать кино.

В 70-х он начал работу над фильмом «Нечаянные радости» с участием Елены Соловей и Натальи Лебле о великой звезде немного кино Вере Холодной. К сожалению, съемки остановили цензоры, а все негативы заставили уничтожить. Чуть позже Михалков все-таки снял фильм по переработанному сценарию под названием «Раба любви», все с той же Соловей.

Елена Соловей и Наталья Лебле на съемках фильма "Нечаянные радости"
Елена Соловей и Наталья Лебле на съемках фильма «Нечаянные радости»

В Перестройку часть негативов неожиданно нашлась, они были у оператора того несостоявшегося фильма. И Хамдамов загорелся идеей как-то их использовать. Появился сценарий артхаусного фильма, которым неожиданно заинтересовалась французская сторона и звезда европейского кино Жанна Моро.

Работа шла сложно. Хамдамов постоянно перемонтировал фильм, куда на свое усмотрение добавил кадры из «Нечаянных радостей». Моро и продюсеры не были в восторге от того, что в снах главной героини вдруг появляются Лебле и Соловей, которые оттягивают на себя внимание — этакий «фильм в фильме» заставили убрать. Что Хамдамов на свою беду не сделал.

«Анну Карамазофф» решено было показать на Каннском фестивале в 1991 году, вокруг него заранее был создан грандиозный пиар. Работа никому неизвестного советского режиссера и великой актрисы должна была произвести фурор, а стала главным скандалом и разочарованием фестиваля. Причем, скандал закатила сама Моро прямо в зале после того, как увидела те самые кадры. Зрители стали выходить, лишь немногие досмотрели до конца.

Фильм был сразу изъят из проката и ныне существует лишь в плохой копии.

Читайте также: