Перестроечное кино, за которое не было стыдно ни критикам, ни зрителям

Перестроечный период в кинематографе принято характеризовать как относительно свободный. Была значительно ослаблена цензура, при этом началась погоня не только за зрителем, но и за прибылью. Появление кооперативного кино спровоцировало обилие не самых удачных фильмов, которые бы раньше точно «положили на полку». Впрочем, эта история продолжается и сейчас.

В это же время стало выходить и «полочное» кино, снятое десятилетия назад и запрятанное туда то ли по идеологическим причинам, то ли действительно из-за «отсутствия художественной ценности». Как выяснилось, далеко не все, что чиновники когда-то не пропускали в прокат, оказалось шедевром.

Однако, как и в любой другой эпохе, было и хорошее. Расцветало авторское кино, снова вышли из тени авангардисты. Правда, их работы были не всегда понятны публике. Фильмы, о которых пойдет речь в этой статье, были тепло встречены и критиками, и зрителями. За них не было стыдно и за рубежом.

«Иди и смотри» (1985), режиссер Элем Климов

Кадр из фильма "Иди и смотри" (1985)
Кадр из фильма «Иди и смотри» (1985)

Существуют споры о том, с какого момента началось перестроечное кино. Есть версия, что искусство начало трансформироваться раньше, чем все остальное. Свою последнюю картину «Иди и смотри» Элем Климов начал снимать в 1984 году, в 1986-м она стала лучшим фильмом года и получила массу международных призов.

Это очень смелый фильм о войне бескомпромиссного режиссера. Вряд ли его бы пропустили в прокат, случись съемки раньше. Климова действительно опасались чиновники, он не уступал ни единого эпизода цензуре и боролся за свои картины до самого конца. Идею снять «Иди и смотри» он вынашивал очень давно и даже предпринимал попытки начать работу, но каждый раз наталкивался на стену непонимания чиновников. У Элема, родившегося в Сталинграде, были свои счеты с этой войной.

В начале Перестройки Климов был назначен первым секретарём правления Союза кинематографистов и именно с этого момента началась эпоха авторского кино, запрета цензуры, а режиссеры получили право самостоятельно принимать решения. Работы Климова вдохновили многих современных кинематографистов, снимающих социальные драмы — так называемое «проблемное» кино.

«Курьер» (1986), режиссер Карен Шахназаров

Анастасия Немоляева и Федор Дунаевский в фильме "Курьер" (1986)
Анастасия Немоляева и Федор Дунаевский в фильме «Курьер» (1986)

Лучший фильм 1987 года по версии «Советского экрана» — пожалуй, самого народного рейтинга в СССР. Исполнитель главной роли Федор Дунаевский попал на съемки с подачи своей одноклассницы Анастасии Немоляевой.

В целом, банальная история выпускника школы, который никуда не поступил, особо ничего от жизни не хочет, на фоне стремительно меняющейся страны. Для кого-то это комедия, для кого-то — драма, которая оставляет в финале вопросы о смысле жизни. В поиске ответов зритель невольно начинает вспоминать себя в этом возрасте и сравнивать с тем, куда он пришел после.

«Письма мертвого человека» (1986), режиссер Константин Лопушанский

Ролан Быков в фильме "Письма мертвого человека" (1986)
Ролан Быков в фильме «Письма мертвого человека» (1986)

Жесткая фантастическая драма из серии «кино не для всех». Дебют в полнометражном кино Константина Лопушанского. В основе сюжета мир после ядерной войны. Премьера фильма совпала с событиями на Чернобыльской АС и вызвала большой резонанс в обществе. Главную роль в фильме исполнил Ролан Быков.

После «Иди и смотри» Климова, пожалуй, самый титулованный советский перестроечный фильм за рубежом.

«Зеркало для героя» (1987), режиссер Владимир Хотиненко

Иван Бортник и Сергей Колтаков в фильме "Зеркало для героя" (1987)
Иван Бортник и Сергей Колтаков в фильме «Зеркало для героя» (1987)

Фильм снят по одноименной повести Святослава Рыбаса. Этакая смесь «Дня сурка» и «Мы из будущего», снятая несколько раньше обеих этих картин. Когда шутят, что американцы позаимствовали у нас сюжет одного из своих самых успешных фильмов, то доля правды в этом есть.

По сценарию двух мужчин забрасывает из 1987 года на 38 лет назад. Им предстоит еще не раз просыпаться 8 мая 1949 года, прежде чем вернуться назад. Однако конец этой истории будет несколько неожиданным. А вот то, что фильм получил «Нику» за сценарий, было вполне ожидаемо.

«Асса» (1987), режиссер Сергей Соловьев

Станислав Говорухин и Татьяна Друбич в фильме "Асса" (1987)
Станислав Говорухин и Татьяна Друбич в фильме «Асса» (1987)

Первая и самая известная часть трилогии Сергея Соловьева, которая не нуждается в особом представлении. Позже вышли остальные два фильма: «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом». Во всех трех фильмах режиссер сотрудничал с Борисом Гребенщиковым.

«Завтра была война» (1987), режиссер Юрий Кара

Ирина Чериченко и Наталья Негода в фильме "Завтра была война" (1987)
Ирина Чериченко и Наталья Негода в фильме «Завтра была война» (1987)

Дипломная работа Юрия Кары, которую он посвятил своему учителю — Сергею Герасимову. Изначально снималась как короткометражка по повести Бориса Васильева, но позже было решено сделать из нее полноценный фильм. В центре сюжета 1940 год, который оказался сложным испытанием для учеников 9 класса на их пути во взрослую жизнь. Однако впереди их ждет нечто гораздо более страшное…

Фильм отмечен призами во Франции, Испании, Польше, Германии. Нина Русланова, исполнившая роль матери главной героини, получила «Нику». Здесь сыграла одну из своих первых ролей будущая «Маленькая Вера» Наталья Негода.

«Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987), режиссер Александр Прошкин

Валерий Приемыхов и Анатолий Папанов в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего..." (1987)
Валерий Приемыхов и Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987)

Признан фильмом 1988 года и лидером советского проката. Непростой, неоднозначный и определенно смелый сценарий. Действие разворачивается летом 1953 года после Указа «Об амнистии» и ареста Берии, когда на свободе оказалось рекордное число заключенных. Последняя роль в кино Анатолия Папанова.

«Собачье сердце» (1988), режиссер Владимир Бортко

Кадр из фильма "Собачье сердце" (1988)
Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Экранизация одноименного произведения Михаила Булгакова. Блестящая игра Евгения Евстигнеева и триумфальное появление в большом кино провинциального актера Владимира Толоконникова.

Премьера с успехом прошла на Центральном телевидении.

«Город Зеро» (1988), режиссер Карен Шахназаров

Кадр из фильма "Город Зеро" (1988)
Кадр из фильма «Город Зеро» (1988)

Теперь уже сложно определить жанр для этого фильма, изначально задуманного Кареном Шахназаровым как комедия абсурда. Нелепостей и аллегорий тут действительно много, а также пересечений со временем, в котором этот шедевр появился на свет.

Режиссер собрал здесь, пожалуй, самый золотой актерский состав того времени: Евстигнеев, Филатов, Басилашвили, Меньшов, Джигарханян…

«Дни затмения» (1988), режиссер Александр Сокуров

Кадр из фильма "Дни затмения" (1988)
Кадр из фильма «Дни затмения» (1988)

Фантастическая драма по мотивам произведения братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Правда, очень вольная его трактовка режиссером Александром Сокуровым. По авторской задумке здесь снимались преимущественно непрофессиональные актеры. Исполнитель главной роли Алексей Ананишнов впоследствии возглавлял одно из подразделений компании Henkel в России.

Этот фильм находится в списке ста лучших фильмов за всю историю отечественного кинематографа по версии гильдии кинокритиков России. Однако не рассчитан на массового зрителя.

«Господин оформитель» (1988), режиссер Олег Тепцов

Кадр из фильма "Господин оформитель" (1988)
Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988)

Неожиданно качественно и стильно снятый фильм в жанре мистики. Режиссерский дебют Олега Тепцова. В качестве композитора им был приглашен авангардист Сергей Курехин, что только добавило баллов этому кино.

Равно как и участие в нём ведущего актера Театра на Юго-Западе Виктора Авилова, который до этого получил признание на родине Шекспира за роль Гамлета. Постановку с участием Авилова признали лучшей за последние 40 лет.

«Астенический синдром» (1989), режиссер Кира Муратова

Кадр из фильма "Астенический синдром" (1989)
Кадр из фильма «Астенический синдром» (1989)

Фильм-хаос, сменяющие друг друга страшные картинки на экране, которые постепенно выстраиваются в сюжетную линию, позволяющую взглянуть на общество и себя в нем со стороны.

Это кино — зеркало своей эпохи. Премия «Ника» за лучший игровой фильм. Еще один образец кинематографа «не для всех».

«Ребро Адама» (1990), режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма "Ребро Адама" (1990)
Кадр из фильма «Ребро Адама» (1990)

Трагикомедия, еще один символ перестроечного времени, который с ностальгией смотрят по сей день. Снят по мотивам повести Анатолия Курчаткина с говорящим названием «Бабий дом».

Инна Чурикова за главную женскую роль была отмечена призами сразу на нескольких фестивалях.

«Такси-блюз» (1990), режиссер Павел Лунгин

Петр Мамонов в фильме "Такси-блюз" (1990)
Петр Мамонов в фильме «Такси-блюз» (1990)

Дебютная режиссерская работа Павла Лунгина, на главную роль в которой он пригласил уже состоявшегося музыканта, лидера группы «Звуки Му» Петра Мамонова. В нулевых Лунгин и Мамонов еще раз пересекутся на съемках также культовых «Острова» (2005) и «Царя» (2009).

«Облако-рай» (1990), режиссер Николай Досталь

Кадр из фильма "Облако-рай" (1990)
Кадр из фильма «Облако-рай» (1990)

Незатейливая история о провинциальном парнишке Коле, который от безделья выдумал историю своего отъезда на Дальний Восток, неожиданно завоевала сердца зрителей. На фестивале Кинотавр этот фильм Николая Досталя получил приз под «говорящим» названием: «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех».

На главную роль режиссер долго не мог подобрать подходящего актера. Тогда Алла Клюка предложила своего партнера по фильму «Тело» — выпускника циркового училища Андрея Жигалова. Впоследствии он переехал в Германию и получил признание как один из лучших клоунов мира. Его шоу по сей день собирают полные залы.

В 2005 году Досталь пригласил Жигалова сняться в продолжении фильма под названием «Коля-перекати поле».

Читайте также: