Самая первая советская экранизация «12 стульев» с Фрейндлих и Боярским

Гайдай или Захаров, Гомиашвили или Миронов, Филиппов или Папанов — споры о том, какая советская экранизация «Двенадцати стульев» является лучшей, не утихают по сей день. Неудивительно, ведь эти фильмы получились абсолютно разными. Созданные нашими великими режиссерами в 70-х годах прошлого века с разницей в пять лет, обе картины давно стали классикой кино.

Теперь уже все современные воплощения романа Ильфа и Петрова невольно сравниваются с «гайдаевской» и «захаровской» версиями. Однако они не были первыми в нашей стране, равно как советские экранизации, как ни странно, не были первыми в мире.

Роман был издан в 1928 году и очень быстро стал популярен во многих странах. Известны и совсем экзотические бразильские и кубинские фильмы, и даже неожиданная версия, вышедшая в нацистской Германии в 1938 году. Все они случились раньше, а мы поговорим о самой первой советской экранизации «Двенадцати стульев», снятой для Ленинградского телевидения в 1966 году. Здесь появились как исключительно театральные актеры этого города, так и уже известные звезды кино.

Остап Бендер — Игорь Горбачёв

Игорь Горбачёв в телеспектакле "12 стульев" (1966)
Игорь Горбачёв в телеспектакле «12 стульев» (1966)

Игорь Горбачёв является первым исполнителем роли Остапа Бендера в нашей стране. Часто замечают, что этот персонаж получился у него слишком серьёзным и меланхоличным. Не так много зрителей называют именно этого Остапа своим любимым воплощением.

Что интересно, впоследствии Игорь Горбачёв преподавал актерское мастерство Николаю Фоменко, который также появился в образе Бендера в новогоднем мюзикле 2004 года.

Киса Воробьянинов — Николай Боярский

Николай Боярский в телеспектакле "12 стульев" (1966) и в фильме "Золотой теленок" (1968)
Николай Боярский в телеспектакле «12 стульев» (1966) и в фильме «Золотой теленок» (1968)

Николай Боярский, родной дядя всем известного Д’Артаньяна, сыграл в этой постановке Кису Воробьянинова. В отличие от Остапа, этот образ нравится большинству из тех, кто смотрел телеспектакль. Есть подозрение, что его последователи Сергей Филиппов и Анатолий Папанов вдохновлялись именно игрой Боярского при работе над своими фильмами.

Двумя годами позже в экранизации еще одного романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок»Николай сыграл Адама Козлевича. Бендером там был уже Сергей Юрский.

Эллочка-людоедка — Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих и Игорь Горбачёв в телеспектакле "12 стульев" (1966)
Алиса Фрейндлих и Игорь Горбачёв в телеспектакле «12 стульев» (1966)

Конечно, ленинградская постановка не могла обойтись без звезды здешней сцены Алисы Фрейндлих. В 1966 году ей было 32 года, четырьмя годами ранее она перешла в Театр имени Ленсовета, где встретила своего второго мужа Игоря Владимирова, с которым у неё сложились не только личные, но очень долгие и плодотворные творческие отношения.

На игру молодой Алисы Бруновны в этой неожиданной роли можно посмотреть на 18-й минуте. К сожалению, качество дошедшей до нас записи не самое лучшее, созданное для черно-белого телевидения 60-х. Возможно, это одна из причин непопулярности этой экранизации в нашей стране.

Елена Станиславовна Боур — Гликерия Богданова-Чеснокова

Гликерия Богданова-Чеснокова в роли Елены Боур в телеспектакле "12 стульев" (1966) и экранизации Леонида Гайдая 1971 года
Гликерия Богданова-Чеснокова в роли Елены Боур в телеспектакле «12 стульев» (1966) и экранизации Леонида Гайдая 1971 года

Еще одна звезда ленинградской сцены, великая комедийная актриса Гликерия Богданова-Чеснокова сыграла в этом телеспектакле небольшую роль Елены Боур, давней любви Кисы Воробьянинова. Что интересно, пятью годами позже она появится с этим же персонажем и в фильме Леонида Гайдая.

Богданова-Чеснокова была женщиной крупной, колоритной с потрясающим голосом — настоящая Королева эпизода. В кино ей доставались очень характерные персонажи. Жаль не так часто она появлялась на экране, как многим хотелось бы.

Читайте также: