"Раба любви" — плагиат поневоле: странная история создания фильма

Фильм «Раба любви» оказался самым неоднозначным в режиссерской карьере Никиты Михалкова. Дело в том, что сама идея принадлежала не ему. Для создания этой картины он воспользовался наработками другого человека — Рустама Хамдамова, выпускника ВГИК и потрясающего художника, чья режиссерская судьба оказалась сложной.

Михалкова ждал первый международный успех с этим фильмом, а у нас его критиковали за то, что взял чужое. Дело в том, что Никита Сергеевич безмерно уважал Хамдамова за талант и его решение взяться за незаконченный фильм, который изначально назывался «Нечаянные радости», было продиктовано просьбой руководства. Хамдамов не выдержал критики цензоров и просто исчез, а треть бюджета на создание картины уже была потрачена.

Большинство режиссеров считало дурным тоном доснимать за отстраненного коллегу, Михалков также не стал этого делать и на оставшиеся деньги заново снял совершенно новый фильм, который оказался своеобразным плагиатом поневоле:

Я ответил, что не буду ничего заканчивать, это – другой стиль, это Хамдамов, и вообще, я не считаю себя вправе вмешиваться в чужие дела или вторгаться в чужую творческую лабораторию, пусть даже «закрытую и опечатанную». Если они хотят, я попробую снять совершенно другую картину на близкую (но ни в коем случае не идентичную!) тему на оставшиеся деньги. На вопрос, насколько это реально, я повторил, что попробую.

Елена Соловей в фильме «Раба любви» (1975)

Три автора фильма «Раба любви»

Геннадий Шпаликов и фильм о Вере Холодной

Изначально идея такого фильма принадлежала Геннадию Шпаликову. С Михалковым они были знакомы давно. Именно с его подачи Данелия взял юного Никиту в свой фильм «Я шагаю по Москве», сценаристом которого был Шпаликов. Кстати, заглавная песня там также написана на его стихи.

Геннадий хотел снять фильм о звезде немного кино Вере Холодной, на которую была похожа его жена Инна Гулая. Сам он к тому времени из-за некоторых своих высказываний попал в немилость к властям и сидел практически без работы, начал выпивать. Их взаимоотношения с женой на этой почве были непростыми, а работать вместе стало бы еще сложнее. Когда они расстались, Шпаликов потерял не только себя в профессии, но и не видел дальнейшего смысла в своей жизни. После внезапного добровольного ухода Геннадия, сценарий дописал Андрей Кончаловский совместно с Фридрихом Горенштейном.

Инна Гулая и Геннадий Шпаликов

Рустам Хамдамов и «Нечаянные радости»

Хамдамова в качестве режиссера будущего фильма Кончаловскому порекомендовал Григорий Чухрай, который был его наставником во ВГИКе. Впрочем, Андрей и так был давно знаком с его творчеством. Первый короткометражный фильм Рустама «В горах мое сердце» потряс всех на курсе и должен был стать его дипломной работой, но тогда эту картину также не приняли и запретили к показу.

Кончаловский под впечатлением от работы Хамдамова начал работу над своим фильмом «Дворянское гнездо», он также помогал ему обосноваться в Москве, ведь Рустам был просто бедным парнем, приехавшим из Ташкента и сразу поступившим во ВГИК. В этот раз Андрей решил снова отдать ему долги и передал утвержденный сценарий.

Рустам Хамдамов

Если Шпаликов в роли Веры Холодной хотел снимать свою жену, то у Хамдамова была другая муза — Елена Соловей, которая снималась и в его первом фильме. Говорили, что в студенчестве у них был роман. Впрочем, даже если это и не так, Хамдамов все равно определенно был влюблен в этого персонажа — прототип звезды немого кино.

Вера Холодная и Елена Соловей в фильме «Нечаянные радости»

Помимо Соловей в фильме были задействованы многие именитые актеры: Олег Янковский, Эммануил Виторган, Наталья Лебле, Татьяна Самойлова. Отсняв с ними какое-то количество эпизодов, Хамдамов погрузился в творческие поиски, совершенно забыв о сценарии, он менял его по ходу съемок, метался от комедии до фильма ужасов. Так делать было нельзя. Кому-то это в определенный момент надоело и в Госкино сообщили о том, что режиссер не следует сценарию.

Приехали цензоры и попросили Рустама показать то, что уже снято. Он говорил, что фильм не закончен, не хотел показывать «черновики». Но те настояли, а, посмотрев, ничего не поняли. Хамдамова заставили переделать фильм согласно утвержденному сценарию, но это был не тот человек, на которого можно давить. Ему абсолютно чужды все эти графики съемок, бюджеты, согласования… Тогда он просто не выдержал, бросил все и уехал в Ташкент.

Хамдамова уволили с формулировкой: «допустил отступление от изначально утвержденного сценария и был отстранен».

Никита Михалков и «Раба любви»

Бюджет на фильм был выделен, часть уже потрачена, дабы избежать скандалов и штрафов было принято административное решение — снимать дальше. Михалкова уговаривали доснять то, от чего отказывались другие, за оставшиеся деньги и в короткие сроки, которые по факту уже давно прошли. Но Никита Сергеевич сделал в тех же условиях совершенно новый фильм.

Сценарий Кончаловским был переписан, в нем появились новые герои, а черно-белая комедия превратилась в драму. Старый звездный состав актеров из солидарности с Хамдамовым отказался сниматься в новой версии. Из него осталась одна Елена Соловей, но и она постоянно конфликтовала на площадке с Михалковым, сравнивая его с предыдущим мастером и чаще всего не в пользу нового режиссера.

Однако роль Ольги Вознесенской в «Рабе любви» очень скоро станет визитной карточкой Соловей, а с Михалковым она продолжит дальнейшее сотрудничество.

Никита Михалков и Елена Соловей в фильме «Раба любви» (1975)

На остальные роли Никита Сергеевич заново провел кастинг. Среди утвержденных актеров оказалось много тех, с кем он уже работал — Александр Калягин, Юрий Богатырев, Евгений Стеблов…

Снимать решено было в Одессе и на все это оставалось три месяца. Пришлось в условиях ограниченного бюджета потрудиться и над декорациями, с чем справился художник-постановщик картины Александр Адабашьян, с которым также уже работал Михалков. Среди его старых знакомых оказались и оператор Павел Лебешев, и композитор Эдуард Артемьев.

Слева направо: Актер Олег Басилашвили в гриме кинофабриканта Саввы Южакова, оператор Павел Лебешев, режиссёр Никита Михалков и художник-постановщик Александр Адабашьян.
Олег Басилашвили, оператор Павел Лебешев, Никита Михалков и художник-постановщик Александр Адабашьян.

В прокат фильм вышел в 1976 году и его посмотрело 11 миллионов человек у нас, а также его купили многие страны мира, чтобы показать у себя. Эмигрировавших впоследствии в США Соловей и Нахапетова узнавали там именно по этой картине.

Сложно сказать, каким оказался бы фильм, если Рустам Хамдамов согласился его доснять. Определенно получился бы шедевр, который вошел в учебники по кинематографии. Вот только был бы он также популярен как «Раба любви» — большой вопрос. Все-таки Михалков — признанный мастер массового кино. А на все возникшие вокруг этого сплетни уже сам Рустам говорил, что отказался от картины сам.

Кто-то подумает, что Хамдамова задавил советский подход к кинопроизводству, но это не так. Через 15 лет французы предложили ему снять фильм с их звездой авторского кино Жанной Моро, но он не вышел в прокат по той же самой причине — Рустам постоянно отступал от сценария и не согласовывал изменения. И, кстати, косвенной причиной провала стала Елена Соловей, которая на тот момент как раз уехала в Америку.

Читайте об истории провала фильма Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф»

Читайте также: