Соседки Гоши по коммуналке: как в молодости выглядели актрисы из фильма «Москва слезам не верит»
В фильме «Москва слезам не верит» у каждого есть своя любимая сцена, а чаще всего не одна. Думаем, что не ошибемся, если у большинства в этом списке окажется момент, когда Николай (Борис Сморчков), находит Гошу (Алексей Баталов) в его коммуналке и проводит с ним своеобразную разъяснительную беседу. После чего уже самого Николая приходится доставлять «в лучшем виде» жене.
Так вот, эта коммунальная квартира была самой настоящей и находилась в Москве в Лялином переулке. Вот только ее готовили к капитальному ремонту и отопление уже отключили. Алексею Баталову в плаще на голое тело пришлось особенно непросто. Говорят, что после дублей его растирали спиртом.
Практически всех жильцов квартиры к тому времени уже выселили, а потому бабушки-соседки — это не случайные люди из массовки. Обеих актрис звали Александрами (одна — Денисова, другая — Данилова) и к тому времени они уже добрых четыре десятка лет снимались в кино и успели застать великих Станиславского и Эйзенштейна.
Две большие актрисы сыграли огромное количество маленьких ролей и по праву стали украшением советского кинематографа.
Александра Денисова (1904-1987)
Судьба не баловала Александру Денисову с самого детства. Она была самым младшим ребенком в многодетной семье. Обоих родителей не стало очень рано и её воспитывала бабушка. Когда Александра потеряла и её, какое-то время о ней заботился родной дядя.
В сложившихся условиях Денисовой пришлось довольно рано начать работать. Тем не менее, каким-то образом параллельно в 1926 году ей удалось окончить ГИТИС. Следующие 15 лет её жизни будут связаны исключительно с театром. Здесь же она встретила своего мужа — театрального режиссера Андрея Мартынова, в середине 30-х у них родилась дочь Ирина и сын Юрий, которого Александре суждено было пережить.
Первую роль в кино Денисова сыграла в 1940 году в фильме «Старый наездник». Тогда ей было всего 36 лет, но с экрана смотрела на зрителей бабушка. С тех пор за Александрой закрепилось это амплуа и других ролей ей уже не предлагали. Так получилось, что молодой на экране её никто не запомнил.
Войну Александра провела в эвакуации в Алма-Ате, а через пару лет после ее окончания муж оставил её с двумя детьми. Денисовой пришлось ставить их на ноги самостоятельно. Она соглашалась на любые роли в кино, параллельно играя в Театре киноактёра. Жили скромно, но дружно.
За свою долгую карьеру Александра сыграла около 90 ролей старух, бабулек, соседок. Ни в одной из них она не повторилась, это абсолютно разноплановые работы с положительными и отрицательными характерами, от драмы до комедии.
Случались у нее роли и несколько покрупнее. Многие одной из лучших работ Денисовой считают Алевтину Ряшкину в фильме «Чужая родня».
Денисова была тихим, скромным человеком. В середине 60-х она ушла из театра на пенсию, но продолжала играть в кино. Работа в фильме «Москва слезам не верит» стала одной из последних в карьере актрисы. Её приглашали и после, но здоровье уже не позволило играть в полную силу, хотя ей очень хотелось продолжать.
К концу жизни у Александры начались проблемы с ногами, она почти не ходила. Заботу о матери взяла на себя её дочь Ирина, сына уже не было в живых. Денисова пережила его на 6 лет и ушла в 1987 году.В стремительно меняющейся стране никто не заметил ухода большой актрисы маленьких ролей. Вспомнили о Денисовой только спустя два года, когда пришло время поздравлять её с 85-летием…
Александра Данилова (1918-2004)
Будущая актриса родилась в Харьковской губернии в простой семье. Мать трудилась продавцом в магазине, а отец был шофером. Родного брата Александра потеряла во время войны. В школу Саша пошла уже в Москве, куда переехала её семья.
Детство пришлось на рассвет немого кино и, конечно, у нее появилась мечта — стать актрисой. После поступления в актерскую школу при Мосфильме её сразу заметил Сергей Эйзенштейн и пригласил сыграть роль Василисы в своем фильме «Александр Невский».
Позже Данилова перевелась во ВГИК, который окончила сразу перед войной. На тот момент к ней уже пришла популярность, а количество сыгранных ролей с каждым годом только росло.
Современники Александры говорили, что она обладала истинно русской красотой и статью, из нее бы вполне могла получиться актриса уровня Мордюковой, но в этой профессии не всегда все решает талант.
Конечно, у молоденькой актрисы, которую заметил сам Эйзенштейн, появились завистники, а на арену вышли другие режиссеры — Александров, Пырьев… У них были свои музы, а Даниловой доставались в их фильмах лишь эпизоды. Да, их было очень много — за всю жизнь она сыграла почти 130 ролей, но главной среди них не случилось.
В мае 1945 года Александра встретила своего мужа профессора Геннадия Сосунова, через два года родилась их дочь Елена. У них была счастливая семья и Геннадий не препятствовал карьере своей жены. Правда, в середине 50-х Даниловой пришлось ее на два года прервать в связи с командировкой Сосунова в Китай. Вернувшись, она продолжала быть штатной актрисой Театра киноактёра, но главным для Александры было кино.
Еще один годовой перерыв она сделала после ухода из жизни мужа в 1974 году. Данилова пережила его на 30 лет, сыграв еще несколько десятков ролей, в том числе и в фильме «Москва слезам не верит». Одной из последних работ стал сериал «Горячев и другие» (1993-1994).
Данилова никогда не держала ни на кого зла, несмотря на то, что её актерская судьба могла сложиться совершенно иначе. Она была добрым, отзывчивым и совершенно независтливым человеком.