Советские фильмы 50-х годов, которые советуют своим детям, но не все готовы смотреть их дважды

На кинематографе СССР 50-х годов, конечно, отразились события происходившие тогда в стране. Менялась эпоха, на место пафосных фильмов про «супергероев» пришли другие — реалистичные, близкие каждому, где человек показан со своими достоинствами и недостатками. По распоряжению Хрущева снималось много комедий о рабочем классе.

Тем не менее, отголоски войны были все еще слышны и так сложилось, что лучшие фильмы того времени хранят их в себе. Это настолько сильные работы, что мы без тени сомнения порекомендуем их своим детям. Но не каждый из нас захочет снова переживать эти истории вместе с героями. Как бы то ни было, это прекрасное, но очень тяжелое кино.

Сорок первый (1956), режиссер Григорий Чухрай

Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме "Сорок первый" (1956)
Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме «Сорок первый» (1956)

Несмотря на название, этот фильм не о Великой Отечественной Войне, а о Гражданской. Это вторая экранизация одноименной повести Бориса Лавренева, написанной им в 1924 году, и дебютная режиссерская работа Григория Чухрая.

Первый фильм был снят в эпоху немого кино Яковом Протазановым и в нем снималась Ада Войцик — первая жена руководителя Мосфильфа Ивана Пырьева. Когда Чухрай предложил большому начальнику повторную экранизацию этого сценария, тот с интересом согласился, а позже перед цензорами отстаивал именно его вариант. И не прогадал, фильм поехал на Каннский фестиваль и получил там приз «За оригинальность сценария, гуманизм и поэтичность». А исполнители главных ролей Олег Стриженов и Изольда Извицкая мгновенно стали узнаваемыми.

Это сложная история о снайперше Красной армии, на счету которой уже 40 белогвардейцев. Волею судеб она после шторма оказывается на острове вдвоем с пленным белым офицером. Между ними возникает сильное чувство, но долг превыше всего и офицер оказывается сорок первым в её списке.

Летят журавли (1957), режиссер Михаил Калатозов

Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли" (1957)
Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» (1957)

Еще одна психологически сложная история, которую предстоит пережить зрителю на экране вместе с героями. Два любящих сердца, разлученные войной навсегда. Это фильм для думающих людей и единственный из советских, получивший главный приз в Каннах — Золотую пальмовую ветвь.

По сей день не каждый может правильно понять героиню Татьяны Самойловой Веронику, вот Хрущев, например, тоже не понял, обозвав её крепким словом. Но фильм Михаила Калатозова прекрасен и, конечно, его обязательно надо смотреть молодому поколению.

Дом, в котором я живу (1957), режиссеры Лев Кулиджанов и Яков Сегель

Жанна Болотова и Владимир Земляникин в фильме "Дом, в котором я живу" (1957)
Жанна Болотова и Владимир Земляникин в фильме «Дом, в котором я живу» (1957)

Тишина за Рогожской заставою. Спят деревья у сонной реки…

Именно по этой песне в исполнении Николая Рыбникова узнают этот прекрасный фильм. Неспешное повествование о жизни двух семей в московской коммунальной квартире, в привычный ход которой вмешивается война и меняет приоритеты её обитателей.

Здесь свою первую роль сыграла Жанна Болотова. Она была еще школьницей, когда увидела объявление в газете и откликнулась на него. В отношении её героини Гали Волынской цензоры настаивали на счастливом финале, но автор сценария Иосиф Ольшанский настоял на первоначальной грустной версии и все равно получил за нее Всесоюзную премию.

Счастливых финалов для всех не бывает — на этом он все-таки настоял.

Баллада о солдате (1959), режиссер Григорий Чухрай

Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко в фильме "Баллада о солдате" (1959)
Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко в фильме «Баллада о солдате» (1959)

Григорий Чухрай за всю свою режиссерскую карьеру снял всего шесть художественных фильмов и большинство из них вошли в золотой фонд советского кино. Вот и в нашей подборке есть еще одно кино от этого мастера — «Баллада о солдате».

Фильм о тяжелом 1942 годе и здесь режиссер целенаправленно допустил ряд исторических неточностей, поскольку он изначально предназначался в том числе и для западного проката, где помнили образ советского воина-освободителя в другой военной форме образца следующего года выпуска. В мире «Баллада…» прошла с невероятным успехом, а вот в СССР его оценили несколько позже из-за ограниченного проката.

Юные прекрасные актеры Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко, показавшие на экране грустную-грустную историю русского солдата Алеши Скворцова.

Судьба человека (1959), режиссер Сергей Бондарчук

Зинаида Кириенко и Сергей Бондарчук в фильме "Судьба человека" (1959)
Зинаида Кириенко и Сергей Бондарчук в фильме «Судьба человека» (1959)

История шофера Андрея Соколова, прошедшего немецкий плен и лишившегося всего самого дорогого — жены, детей, дома. Несмотря ни на что, он остался настоящим человеком.

Этот рассказ написал Михаил Шолохов в 1956 году, а Сергей Бондарчук, снявшийся в главной роли, выступил здесь еще и режиссером. Это была его первая работа в таком статусе и сразу успех — лучший фильм 1959 года.

Читайте также: