Советские кинобабушки и их молодые годы

Об этих женщинах принято говорить: «Мы не помним их молодыми». Их юные годы пришлись на довоенное время, однако славу принесли роли бабушек, соседок, сослуживиц в советском кино второй половины прошлого века. Именно такими мы и узнаем их на экране, а в этой статье поговорим о тех далеких годах, когда они только начинали свой путь в профессии.

Варвара Попова, Мария Виноградова, Ирина Мурзаева
Варвара Попова, Мария Виноградова, Ирина Мурзаева

«Комическая старуха» Ирина Мурзаева

Родилась Ирина в 1906 году в Красноуфимске (ныне — Свердловская область). Позже семья переехала в Москву, где Мурзаева поступила в гимназию. Её родители были педагогами в детском доме, мать занимала пост директора. Девушка пошла в отца-художника и тяготела к творчеству, играла в театре теней, который он организовал, занималась в драмкружке и впоследствии окончила театральное училище.

А вот талант организатора от матери ей не передался — до самой старости Ирина совершенно не была приспособлена к быту: её легко могли обмануть где-то на рынке, ей нельзя было надолго доверить внука, потому как сама Мурзаева в обычной жизни была большим ребенком.

Карьера Ирины началась на театральных подмостках, сначала в Свердловске (куда она попала по распределению), а потом и в Москве. В кино Мурзаева попала, когда ей было хорошо за 30. В 1941 году она вместе со своей подругой Валентиной Серовой пошла на пробы к фильму «Сердца четырех». Взяли обеих актрис, Серовой досталась главная роль, а Мурзаевой — эпизод. И хотя дебют Ирины на большом экране из-за войны состоялся на несколько лет позже, зритель запомнил её соседку-маникюршу, а впоследствии она сыграла еще массу характерных ролей.

Ирина Мурзаева
Ирина Мурзаева

Ирина Всеволодовна дважды была замужем, во втором браке с актёром Николаем Толкачёвым родился её единственный сын Борис. Он стал конструктором. В жизни Мурзаева была совершенно не похожа на своих героинь — серьезная, замкнутая, очень тактичная, но одновременно гордая и не прощающая обид. При этом она была великодушна: например, когда после войны актриса вернулась из эвакуации, она уступила свою московскую квартиру беженцам, которые там поселились.

Однако мужу Ирина предательства не простила, в дальнейшем в её жизни была лишь работа. Коллеги ценили Мурзаеву как большого профессионала своего дела, но в 50-х она не приняла новое руководство театра имени Ленинского комсомола, где тогда служила, и также гордо ушла, целиком посвятив себя кино.

«Звездный мальчик» Мария Виноградова

Мария Виноградова
Мария Виноградова

Родилась будущая артистка в 1922 году. С детства Маша воспитывалась в творческой атмосфере, её мать сама сочиняла сказки и рассказывала их дочери. Энергия и артистизм ей также достались по наследству. Уже в детском саду девочка впервые вышла на сцену, а в школьные годы ездила на гастроли с хором, в котором пела.

На вступительных экзаменах во ВГИКе Виноградова заставила приемную комиссию хохотать до слез и, конечно, тут же была зачислена, несмотря на огромный конкурс. В студенчестве Мария получила прозвище Муха, которое очень точно передавало её непоседливость и харизму. Красавицей она не была, но из-за своего обаяния таковой считалась.

Первую роль в кино Виноградова получила в 1940 году в фильме «Сибиряки», где в свои 18 лет сыграла ученицу 6-го класса. Практически до 50 лет Мария спокойно играла маленьких мальчиков и девочек на сцене и в кино, имела амплуа травести. Сама же стала матерью в 41 год, когда родилась её единственная дочь Ольга от актера Сергея Голованова, с которым они познакомились в Германии, где оба работали.

Во второй половине жизни Виноградова стала настоящей Королевой эпизода, сыграв огромное количество ролей. Работа у нее была всегда, Мария считала, что актер должен играть. Кроме того, голос Виноградовой в СССР знал каждый ребенок, практически ни один мультфильм не обходился без ее участия.

«Баушка» Татьяна Пельтцер

Татьяна Пельтцер с отцом и в молодости
Татьяна Пельтцер с отцом и в молодости

Главным учителем в своей судьбе Татьяна Пельтцер считала своего отца — актера и режиссера Ивана Пельтцера. Она родилась в 1904 году и на сцену вышла еще до Революции. Причем, маленькая Таня не только играла в постановках отца и других режиссеров, но уже могла и зарабатывать этим на жизнь.

Татьяна имела немецкие корни по отцу и еврейские по матери. В молодости она пользовалась успехом у противоположного пола благодаря своей харизме и до старости оставалась душой любой компании. Тогда же, видимо, сыграли свое отцовские гены, а потому в мужья дочь себе выбрала немецкого коммуниста Ганса Тейблера и уехала с ним в Германию. Назывались разные причины, почему они вскоре разошлись. В 30-х Пельтцер вернулась в СССР и продолжила актерскую карьеру. Ганс же так и остался главным мужчиной в её жизни, они дружили и он даже приезжал с другой семьей к ней в гости.

Однако тогда из-за «немецкого прошлого» у Татьяны возникло немало сложностей на родине, что, конечно, сказалось и на карьере. В кино она появилась в 40 лет, могла еще играть молодых героинь, но как-то сразу за ней закрепилось амплуа тетушек, а позже и бабушек. «Баушка» — именно так ласково называли Татьяну Ивановну в Ленкоме, где она служила до конца жизни. Своих детей у нее не было, она считала таковыми практически всех молодых актеров, с которыми играла.

Галина Макарова — белорусская бабушка советского кино

Галина Макарова
Галина Макарова

При рождении Галину Макарову звали Агатой Чехович, имя она поменяла по совету подруги, когда поступила в театральный. Тогда ей казалось, что Агата — это как-то слишком «по-деревенски». А вот с фамилией все оказалось драматичнее. Отец Галины был белогвардейским офицером, воевал в армии Деникина, после чего был арестован, отсидел в тюрьме и был лишен многих прав. Чтобы это не распространялось и на семью, было решено замолчать кое-какие факты и уничтожить все документы. Когда девушка получала паспорт, она не помнила даже своего года рождения, — записали 1919-й и под фамилией матери Апанщик (потом она подсчитала, что родилась на три года раньше).

С детства Галина стала проявлять лидерские качества, верховодила в компании мальчишек, гоняла на мотоцикле и даже стала впоследствии чемпионкой Белоруссии по мотокроссу.

Галина Макарова в юности
Галина Макарова в юности

Галина носила фамилию первого мужа — офицера Ивана Макарова. Еще до войны он увидел ее на сцене Белорусского драматического театра и увез с собой на Кольский полуостров, где служил. У супругов родился сын Эдуард. Когда началась война, муж ушел на фронт, а Галина с ребенком поехали в Москву, где её приняли в Вахтанговский театр. Однако с войны Иван вернулся с другой женщиной. Галина не простила и, отвергнув его помощь в воспитании общего ребенка, уехала назад в Минск. Потом она второй раз вышла замуж за известного белорусского актера Павла Пекуру, родила дочь Татьяну, которой впоследствии признавалась, что любила всю жизнь только первого мужа.

Макарова была женщиной простой в общении и с отменным чувством юмора, душой компании. Она стала звездой белорусской сцены, а всесоюзная слава пришла к ней в 60 лет, когда вышел на экраны фильм «Вдовы» (1976).

Анастасия Зуева — главная рассказчица советского кино

Анастасия Зуева
Анастасия Зуева

Анастасия родилась в 1896 году в Тульской Губернии. Семья была крестьянской, но довольно зажиточной, могла позволить дать детям хорошее образование. Однако желание юной Насти стать актрисой не поддержали и тогда она уехала к тетке в Москву, где была бесплатно принята в театральную студию. Вся дальнейшая жизнь Зуевой будет связана с МХАТ, куда она поступила после обучения.

В молодости Анастасия вышла замуж за инженера Ивана Евсеева, у супругов родился сын Константин, названный в честь Станиславского. Однако требование мужа бросить театр привело к разводу. Второй раз Зуева вышла замуж в начале 30-х за композитора Виктора Оранского, сама уже будучи известной артисткой.

Квартира Зуевой находилась прямо напротив МХАТ и стала центром притяжения московского бомонда. Здесь бывали многие легендарные личности, а сама Анастасия в жизни была потрясающей рассказчицей с отличным чувством юмора. Это ее качество обрело всесоюзное признание после выхода фильмов Александа Роу, чьим талисманом стала Зуева уже в весьма зрелом возрасте.

Вера Кузнецова — самая интеллигентная бабушка советского кино

Вера Кузнецова
Вера Кузнецова

Вера родилась в Саратове в 1907 году. Семья была многодетной. Когда девочке было 11 лет, ушла из жизни ее мать. Отцу приходилось трудно, но детей он поднял. Будучи большим поклонником театра, он привил Вере любовь к этому виду искусства на всю жизнь. Однако успехом дочери на подмостках насладиться уже не успел.

Когда отца не стало, Кузнецова (тогда еще — Сдобникова) переехала в Ленинград к старшей сестре и именно с этим городом будет связана вся её дальнейшая жизнь. В 20 лет Вера вышла замуж за актера Анатолия Кузнецова и прожила с ним всю жизнь. В браке она родила двоих сыновей, старший Всеволод тоже стал актером.

В кино Кузнецова впервые появилась в 43 года, а фильм «Большая семья» (1954) принес ей невероятный успех, после чего Веру начали часто приглашать на съемки.

Варвара Попова — самая добрая бабушка советского кино

Варвара Попова в спектаклях "Яд" (1925) и "Коварство и любовь" (1930)
Варвара Попова в спектаклях «Яд» (1925) и «Коварство и любовь» (1930)

Когда смотришь на фотографии Варвары Поповой в молодости, сложно представить, что перед нами та самая добрая бабушка из советских фильмов-сказок. Попова родилась в 1899 году в Самаре, но о её детстве известно мало. Варвара Александровна была довольно замкнутым человеком и редко кого впускала в свою жизнь. Она не участвовала в закулисных интригах, не боролась всеми путями за роли и среди коллег слыла неудачницей.

Её творческая биография началась в Третьей студии МХТ под руководством Евгения Вахтангова, статус его любимой ученицы так и остался её единственным званием. Попова начинала вместе Цецилией Мансуровой и Рубеном Симоновым — будущими звездами Вахтанговского театра, была с ними «на ты», но никогда не кичилась и не пользовалась этим знакомством.

Варвара Попова
Варвара Попова

Она заставила Москву заговорить о себе, когда в конце 20-х сыграла Луизу в пьесе «Коварство и любовь», но далее довольствовалась вторыми ролями в театре. Кино Попова в юности откровенно не жаловала, хотя и начинала в немом кинематографе под руководством мэтров Якова Протазанова и Михаила Доллера.

Карьера Варвары в театре закончилась в середине 50-х. Она стала жертвой интриг, которых так избегала, вступившись за друга Бориса Захарву. На несколько лет Попова вообще исчезла из профессии, а в начале 60-х вернулась уже в кино в привычных нам ролях добрых русских бабушек.

«Вечный мальчик» Валентина Сперантова

Валентина Сперантова
Валентина Сперантова

Валентина родилась в 1904 году в Рязанской губернии. Семья была многодетной и очень творческой, в собственном дворе постоянно устраивались концерты, а дети сами мастерили декорации. Валя ходила в драмкружок, где однажды в роли Золушки ее заметил один московский артист и посоветовал ехать с таким талантом в Москву.

Когда Сперантова окончила школу, она отправилась покорять столицу, но в театральный ее не взяли, а тот артист ничем помочь не смог. Расстроившись, она уже было собралась назад, но заболела тифом. Когда выздоровела, поняла, что все-таки хочет остаться в Москве и поступила в художественное училище. Однако актрисой стать Валентине все-таки было по судьбе.

На сцене миниатюрной Сперантовой часто доставались роли мальчишек, которых она играла до 50 лет, после чего перешла на возрастные роли, в том числе и в кино. У Валентины было два брака, в которых родились дочери Оксана и Наталья.

Екатерина Мазурова — бабушка Кости Иночкина и «мама» Евгения Леонова

Екатерина Мазурова
Екатерина Мазурова

Екатерина родилась в 1900 году во Владимирской губернии. Отец ее матери был известным мануфактурщиком, однако еще в 19 веке его завод сгорел. Когда самой Мазуровой исполнилось 16 лет, семья переехала в город Шуя. Там девушка устроилась на фабрику, а чуть позже стала заведовать библиотекой, где организовала драмкружок. От отца Екатерине передалась страсть к антиквариату, свою огромную коллекцию она потом завещала Шуйскому литературно-краеведческому музею, при жизни став почетным жителем города.

В юности же из Шуи Мазурову увез муж — актер Николай Морозов, вместе они успели поиграть в нескольких провинциальных театрах, пока не оказались в Москве. Когда началась война, Николай отправился на фронт, а Екатерина продолжала выходить на сцену Московского Областного ТЮЗа и даже в перерывах между бомбежками развлекала оставшихся в столице детей. В 1944 году пришло грустное известие — муж в госпитале, тяжело ранен. Ни секунды не сомневаясь, Мазурова отправилась к нему и выходила.

После возвращения домой работать в полную силу Николай уже не мог и на долгие годы Екатерина стала главной кормилицей в семье. Она стояла у истоков нового Театра на Таганке, откуда была вынуждена уйти в 50-х по состоянию здоровья. Теперь время пришло уже мужу заботиться о жене, он же, чтобы подбодрить, уговорил ее уже в зрелом возрасте принять предложение сняться в кино.

Одна из самых известных ролей Мазуровой — бабушка Кости Иночкина в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1965). Вот только сама она ее не жаловала: во время съемок не стало ее любимого мужа.

Мария Скворцова

Мария Скворцова
Мария Скворцова

Мария родилась в 1911 году в деревне Тульской губернии. В детстве пела в церковном хоре. Когда девочка немного повзрослела, была отправлена к старшим братьям в Москву, где окончила школу и поступила в студию при Всесоюзном радиокомитете. Работала в театре в Великих Луках, в войну выступала в составе фронтовых бригад, после вернулась в Москву и работала в Областном ТЮЗе, где из-за маленького роста переиграла все роли детей.

В кино Мария дебютировала в 50 лет, сыграв эпизод в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», а известность к ней пришла после роли в фильме «Калина красная» (1973). Была замужем за актером Семеном Скворцовым.

Читайте также: Соседки Гоши по коммуналке: как в молодости выглядели актрисы из фильма «Москва слезам не верит»

Читайте также: