Советское кино 70-х годов, которое стоит показать своим детям

70-е годы прошлого века вошли в историю как «эпоха застоя». В кино этот период оказался довольно неоднозначным. С одной стороны, всё еще сильна была цензура, с другой — именно в это время многие фильмы приобретали авторский стиль. Время расцвета таких самобытных режиссеров как Андрей Тарковский, Элем Климов, Алексей Герман…

Именно в 70-х, несмотря на падение посещаемости кинотеатров и общее ухудшение качества фильмов, создано наибольшее количество картин, вошедших в «золотой фильмофонд». В этот период советское кино получает наибольшее признание и за рубежом, получив сразу три премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке: среди них «Война и мир» Сергея Бондарчука (1969), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975) и «Москва слезам не верит» (1979) Владимира Меньшова.

Есть среди всего многообразия фильмов и такое кино, которое трудно смотреть дважды, порой оно пробирает до глубины души, но его однозначно стоит показать своим детям. Ведь именно на нем росли когда-то и мы сами.

«Офицеры» (1971), режиссер Владимир Роговой

Кадр из фильма "Офицеры" (1971)
Кадр из фильма «Офицеры» (1971)

Культовая киноэпопея Владимира Рогового, охватывающая практически 50-летний период истории советской страны: от Гражданской войны до брежневской эпохи. В центре сюжета — жизнь и подвиг двоих друзей военных. Изначально он задумывался как рассказ о нелегкой судьбе офицерских жен.

Именно здесь мы впервые слышим фразу, ставшую крылатой:

Есть такая профессия – Родину защищать!

«А зори здесь тихие…» (1972), режиссер Станислав Ростоцкий

Кадр из фильма «А зори здесь тихие…» (1972)
Кадр из фильма «А зори здесь тихие…» (1972)

Наверное, нет такого человека у нас в стране, кто бы не видел этот шедевр от Станислава Ростоцкого, снятый по одноименному произведению Бориса Васильева. Книга наделала в свое время много шума, потому как участие женщин в военных действиях особо не афишировалось.

Ростоцкий, будучи сам фронтовиком, хотел показать именно это. Он говорил, что посвятил свой фильм медсестре, которая вынесла его с поля боя.

«В бой идут одни «старики»» (1973), режиссер Леонид Быков

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики» (1973)
Кадр из фильма «В бой идут одни «старики» (1973)

По мнению многих именно этот фильм режиссера Леонида Быкова считается одной из лучших картин о войне. Здесь есть место и смеху, и слезам, и трогательной истории любви. Фильм-гимн военным летчикам, изначально посвященный другу детства режиссера, который не вернулся с войны.

«Помни имя свое» (1974), режиссер Сергей Колосов

Людмила Касаткина в фильме «Помни имя свое» (1974)
Людмила Касаткина в фильме «Помни имя свое» (1974)

Фильм Сергея Колосова об Освенциме. О том, как мать теряет своего сына в водовороте событий и встречается с ним только спустя много лет. Здесь рассказана на экране реальная история, случившаяся с заключенным концентрационного лагеря.

Роль Зинаиды Воробьевой считается одной из лучших в карьере Людмилы Касаткиной. А их актерско-режиссерский тандем с мужем Сергеем Колосовым — одним из самых плодотворных в советском кино.

«Они сражались за Родину» (1975), режиссер Сергей Бондарчук

Георгий Бурков и Василий Шукшин в фильме "Они сражались за Родину" (1975)
Георгий Бурков и Василий Шукшин в фильме «Они сражались за Родину» (1975)

Очередная блестящая экранизация произведения Михаила Шолохова Сергеем Бондарчуком. В 1959 году два советских гения уже сотрудничали во время съемок фильма «Судьба человека», который также достоин того, чтобы показать его своим детям.

В этот раз мы имеем счастье видеть в одном фильме целую плеяду лучших советских актеров: Шукшин, Тихонов, Бурков, Никулин, Губенко. Снялся тут и сам Бондарчук.

Подранки (1976), режиссер Николай Губенко

Кадр из фильма "Подранки" (1976)
Кадр из фильма «Подранки» (1976)

Фильм «Подранки» — первый режиссерский успех Николая Губенко. Здесь многое перекликается с его собственной историей жизни и тяжелого послевоенного детства без родителей. О таких же воспитанниках интерната, как и он, Губенко и написал этот сценарий.

Детей на главные роли режиссер отыскал также в детских домах, а взрослые именитые актеры оказались ровесниками Губенко, родившимися в 1940-1941 годах — такими же детьми войны.Этот фильм представлял нашу страну в Каннах, где после просмотра зрители уходили из зала в слезах.

«Двадцать дней без войны» (1976), режиссер Алексей Герман

Ю)рий Никулин и Людмила Гурченко в фильме "Двадцать дней без войны" (1976)
Ю)рий Никулин и Людмила Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны» (1976)

Юрий Никулин и Людмила Гурченко известны прежде всего своими комедийными ролями. В этом же фильме им предстоит прожить драматичную историю двух человек, случившуюся в самый разгар войны в Ташкенте. Актеров на эти роли подбирал и впоследствии яро отстаивал перед Худсоветом сам Константин Симонов, являющийся автором сценария фильма.

Стоит смотреть только ради редких актерских работ Никулина и Гурченко, не говоря уже об общей художественной ценности фильма.

«Восхождение» (1976), режиссер Лариса Шепитько

Владимир Гостюхин и Борис Плотников в фильме "Восхождение" (1976)
Владимир Гостюхин и Борис Плотников в фильме «Восхождение» (1976)

Фильм-победитель Берлинского фестиваля и последняя завершенная картина режиссера Ларисы Шепитько (жены Элема Климова). Задолго до начала съемок, она уже была неудобным режиссером для Госкино из-за того, что каждый раз отстаивала свою точку зрения и билась за каждый эпизод.

Здесь также далеко не все прошло гладко. Желанием Шепитько было пригласить на главные роли малоизвестных актеров. Она добилась своего, несмотря на то, что пришлось отказать длинному списку из лучших советских актеров.

Владимир Гостюхин и Борис Плотников воплотили на экране военную драму по повести Василя Быкова «Сотников», которая определенно достойна вашего внимания.

«Белый Бим Черное ухо» (1977), режиссер Станислав Ростоцкий

Кадр из фильма «Белый Бим Черное ухо» (1977)
Кадр из фильма «Белый Бим Черное ухо» (1977)

Грустная история собаки, потерявшей своего хозяина, которую многие зрители часто отказываются смотреть во второй раз. Фильм не только и не столько о животном, сколько о людской сути в разных её проявлениях — от сочувствия до подлости.

Еще один советский номинант на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Читайте также: