От Принцессы до Кикиморы: о «ведьминской красоте» неповторимой Веры Алтайской

К 100-летию со Дня рождения Веры Алтайской (21.05.1919 — 28.12.1978)

Вера Алтайская была женщиной эксцентричной, взрывной — настоящей актрисой и на сцене, и в жизни. О ее «ведьминской красоте» много позже скажет последняя жена первого (и единственного) мужа Веры актера Алексея Консовского (источник: интервью Марины Колумбовой «Каравану историй» от 2013 года):

Яркая красавица с копной русых волос, осиной талией и смеющимся взглядом

Конечно, кого как не бывшую жену называть «ведьмой». Но Колумбова, кажется, не была далека от истины. Тем более, что тогда, в 30-х, она даже и не помышляла о том, что когда-то она станет поздним и долгожданным счастьем для Консовского.

А Вера, и правда, была дьявольски прекрасна: лукавые глаза, один — карий, другой — зеленый (только черно-белое кино это пока не передавало), остра на язык, но как-то не по-доброму. Из-за чего многие режиссеры ее просто побаивались и не давали главных ролей. Зато потом Алтайская найдет свою нишу и станет главной «злодейкой» советского кино.

Вера Алтайская в фильмах «Цветные киноновеллы» (1941) и «Золотые рога» (1972)

Семья и первые роли Веры Алтайской

Вера родилась в трудное для страны время. 1919 год, только отгремела революция, кругом неразбериха. Мать когда-то была пианисткой, а после начала давать уроки музыки, чтобы хоть как-то содержать семью. Своего родного отца Вера не знала, а мать и не рассказывала — видимо, он сгинул в том хаосе, которые творился в эти годы.

Мать повторно вышла замуж. Отчим Веры, писатель Константин Алтайский-Королев (будущий биограф Клима Ворошилова), оказался прекрасным человеком и души не чаял в своей новой семье, относился к ней как к родной дочери. При нем Вера пошла учиться в актерскую школу. Но в 1938 пришла беда — Константина арестовали по делу «Литературной группы» и отправили в лагеря. Окончательно реабилитирован он был только в 1954 году.

Вера Алтайская в фильме «Светлый путь» (1940)

В кино Вера впервые появилась в конце 30-х, еще будучи студенткой. Есть среди ее ролей и Принцесса в фильме «Цветные киноновеллы». В 40-х часто играла вместе со своим мужем Алексеем Консовским: «Дочь моряка», «Машенька», «Лермонтов»…

Несчастливый брак Веры Алтайской и Алексея Консовского

Вера и Алексей жили как на вулкане. Он был сложным человеком, она — еще «сложнее». Неуживчивый характер Алтайской давал о себе знать и в семье, позже к нему еще добавилось пристрастие к алкоголю. Супруги разошлись, когда их общей дочери Светлане было девять лет.

Разрыв был непростым, но Алексей потом всю жизнь поддерживал отношения с дочерью и помогал ей и своему внуку Алексею. Личного счастья Светлана так и не нашла, а актрисой становиться не захотела, работала в комитете по телевидению и радиовещанию.

Вера Алтайская в фильме «Большая земля» (1944) и Алексей Консовский в фильме «Золушка» (1947)

Как Вера Алтайская нашла свое амлуа

Алтайская, как вы уже поняли, была женщиной не робкого десятка. В войну она выступала с концертами перед бойцами, прямо на передовой. За что получила медаль.

А во второй половине сороковых она ушла из кино в Театр киноактера, где получала долгожданные главные роли. Актерство заняло первое место в ее жизни. Но уже в 50-х Вера решила вернуться в кинематограф. Причем, сразу обозначила, что будет играть характерных персонажей, себе под стать.

Вера Алтайская и Рина Зеленая в фильме «Жених с того света» (1958)

По-настоящему раскрыл талант Алтайской режиссер Александр Роу. Кого она только не играла в его сказках — и Бабу-Ягу, и Кикимору, и прочую нечисть. Практически ни один его фильм не обходился без роли для Веры, Роу ее очень уважал.

Вот на этом кадре, кстати, хорошо видно, что у Веры действительно были разные глаза.

Вера Алтайская в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)

После смерти режиссера Алтайская сыграла всего несколько ролей, а через 5 лет, в конце 1978 года, после продолжительной болезни ее самой не стало. В этот же год умерли ее мать и отчим.

Читайте также: