Георгий Рерберг: сложный характер и громкие романы гения кинокамеры
Как говорится, кино снимают не только в кадре, но еще и за кадром. Ведь то, что мы видим на экране, лишь вершина айсберга. А на съемочной площадке точно также кипит жизнь — творческий процесс, оживленные споры, ссоры, интриги и, конечно, романы.
Валерий Тодоровский в своем сериале «Оттепель» очень хорошо показал не только жизнь кинематографистов, но и богему того времени во всей своей красе так, что еще долго проводили параллели и не утихали споры, кого же именно из звезд 50-х изобразил у себя в картине режиссер.
Главный герой «Оттепели» — своеобразный оператор, мастер своего дела, Виктор Хрусталев (в исполнении Евгения Цыганова). Многие считали прототипами героя и Александра Княжинского, и отца режиссера Петра Тодоровского, который также начинал свою карьеру за камерой.
Но большинство увидело в нем черты гениального, но в то же время и скандального оператора Георгия Рерберга. Давайте о нем и поговорим…
Рерберг окончил операторский факультет во ВГИК, поэтому можно сказать, что сразу окунулся в мир московской богемы и «золотой молодежи» того времени. Ведь чаще всего именно это учебное заведение предпочитали дети советской творческой элиты.
Да и у него самого происхождение было очень интересное — аристократ со шведско-датскими корнями, в роду известные архитекторы, музыканты, художники. Он и сам в юности рисовал. Правда, большинство работ уничтожил. Такой был сложный характер, перфекционизм во всем.
Кстати, о характере его слагали легенды! В одном лишь сходились те, кто с ним работал, Рерберг — гений! Андрей Кочаловский как-то сказал о нем (источник статья Сергея Соловьева, kinoart.ru):
Это же дикий, не всегда трезвый мустанг. Будешь его объезжать — сомнет, раздавит, вышвырнет из седла.
Да и называли его по-разному. Как в том самом фильме: Георгий Иванович, он же Гоша, он же Гога, он же, со слов Тарковского, «нечеловеческое чудище».
И с Кончаловским, и с Тарковским Рерберг плотно сотрудничал в те годы. На съемках фильма «Солярис» между режиссером и оператором разгорелся большой конфликт. По официальной версии это были разногласия в творческом процессе, но впоследствии выяснилось, что была еще одна причина — жена Тарковского Лариса Кизилова. Нет, у Рерберга не было с ней романа. Она просто не получила роль, которую сыграла в фильме Алиса Фрейндлих, и обвинила во всем оператора. Якобы он сделал неудачные пробы.
Два гения совместную работу прекратили. Собственно, как говорили многие, потерял в этом во всем только советский кинематограф.
Громкие романы Георгия Рерберга
Конечно, женщины любят плохих парней, а потому романов у Рерберга было много. Причем, с самыми красивыми женщинами страны!
Известно о его отношениях с красавицей Марианной Вертинской, в которых проявился весь его бурный нрав — он ее ревновал, устраивал сцены, сопровождал на съемки.
А один раз даже спас от гибели. На съемках у нее от софита вспыхнуло и загорелось платье, Рерберг вовремя сбил пламя. Но терпеть его было невыносимо, они разошлись. А Вертинская потом встречалась с его извечным соперником оператором Александром Княжинским.
Но Рерберг долго один никогда не был. К нему ушла от Владимира Басова Валентина Титова, с которой они прожили 20 лет в браке. Ушла, конечно, «из огня да в полымя».
Но он сразу предупреждал, что будет пить, скандалить и изменять. Тем не менее, Титова смогла впервые в его жизни создать вокруг него атмосферу семьи и заботы, за что он всегда был ей благодарен.
И все-таки они развелись.
Одним из последних увлечений любвеобильного оператора называют молоденькую студентку Ренату Литвинову, которая говорит сейчас в интервью, что в том, кем она стала, во многим обязана именно его подсказкам. Скорее всего, это были платонические отношения.
Умер Георгий Рерберг в 1999 году от разрыва сердца. К тому времени он уже был очень одинок.