Первые советские фильмы о космосе, снятые до полета Гагарина
Всегда любопытно пересматривать старые фантастические фильмы. Особенно, если будущее, показанное в них, уже наступило. У зрителя всегда есть возможность сравнить, насколько далеки были наши недавние предки от истины.
Что характерно, сценарии писали не только по произведениям научной фантастики, которая печаталась в те годы, но и прибегали к консультациям самих ученых. А некоторые наши технологии в производстве фантастического кино потом активно заимствовали в мире.
Аэлита (1924)
Снятый режиссером Яковом Протазановым фильм «Аэлита» является довольно вольной экранизацией одноименного романа Алексея Толстого. В повествовании говорится о полете на Марс, королеву которого сыграла актриса Юлия Солнцева. Помимо нее в фильме занят действительно звездный состав — Игорь Ильинский (это была его первая роль), Михаил Жаров, а также дядя Алексея Баталова Николай.
Выходу фильма предшествовала большая рекламная кампания, а потому в Москве и Петербурге его посетило рекордное количество человек, в остальных регионах интерес был чуть ниже. Многие ничего не поняли из того, что происходило на экране. И даже яркие декорации Марса, выполненные художником Виктором Симовым, не спасли ситуацию. Зато вошли во все энциклопедии мирового кино.
Уже позже, в 60-х годах, сюжет «Аэлиты» советские критики назовут сумбурным. Позже фильм все-таки проник за границы страны. И там к нему оказались более благосклонны. Например, известный американский писатель-фантаст Фредерик Пол в 1981 году говорил о нем так:
«Аэлита», при всех её недочётах, является одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. Лишь полвека спустя (с появлением «Соляриса») советское кино смогло предложить нечто столь же впечатляющее.
А сегодня этот фильм, хоть и является далеко не первой экранизацией фантастики в мире, но входит в золотой фонд мирового кино.
Космический рейс (1935)
Еще один фильм, ставший классикой мирового кино — это «Космический рейс» режиссера Василия Журавлева. В основе немного наивного и даже пропагандистского сюжета — полет на Луну группы исследователей на корабле «Иосиф Сталин».
Главную роль тут сыграл Сергей Комаров, а также в этом фильме впервые появился на экране легендарный советский актер Сергей Столяров. Позже он сыграет в еще одном фильме о космосе «Туманность Андромеды» (1967).
Особую ценность фильму придает тот факт, что техническими моментами сценария занимался сам «отец космонавтики» Константин Циолковский. Он высоко оценивал влияние кино на людей и потому с энтузиазмом согласился на разработку декораций, а также чертежей ракеты. Этот опыт потом подхватили киношники на западе и стали активно привлекать ученых к консультациям.
Дорога к звездам (1957)
В основе сюжета фильма теории Циолковского, а также первый полет человека в космос и высадка на Луну, изображенные на экране за несколько лет до полета Гагарина и даже до запуска первого искусственного Спутника Земли.
С научной точки зрения фильм быстро устарел, а вот с художественной режиссер Павел Клушанцев занял достойное место среди мастеров фантастического жанра. Многие приемы в кинематографе он применил на целое десятилетие ранее самого Стенли Кубрика.
Я был спутником Солнца (1959)
А вот этот фильм Виктора Моргенштерна уже снят после запуска Спутника, но все еще до полета Гагарина. Он имеет полноценный драматический сюжет, а также элементы мультипликации в основе. Тут были задействованы известные актеры Павел Махотин, Владимир Емельянов, а также Георгий Вицин.
Небо зовет (1959)
В основе сюжета фильма Александра Козыря и Михаила Карюкова — соперничество русских и американцев за первенство в исследовании Марса. По закону жанра иностранцы попадают в неприятности, а наши их выручают. В 1962 году вышла американская версия фильма под названием «Битва за пределами Солнца». Конечно, сюжет несколько переделали.
Кстати, наработки художника фильма Юрия Швеца позже использовал все тот же Стенли Кубрик в своей «Космической Одиссее 2001».
Планета Бурь (1961)
Еще один фильм Павла Клушанцева, получивший мировое признание. Правда, в прокат он вышел в апреле 1962 года, как раз в годовщину первого полета в космос. Но мы не можем его не отметить, так как фильм оказал огромное влияние на всю мировую фантастику, которая выходила уже после. В основе сюжета — полет на Венеру, где была обнаружена впоследствии жизнь.
Фильм закупило 28 стран, а в Америке с ним вышла скандальная история. Он был полностью перемонтирован, досняты какие-то эпизоды с американскими актерами. В прокат же кино вышло в 1965 году под названием «Путешествие на доисторическую планету». Георгий Жженов, кадры с которым вырезать не удалось, предстал в титрах как Курт Боден, а Геннадий Вернов как Роберт Чантал.