Маргарет Бурк-Уайт — единственный иностранный репортёр в СССР в самом начале войны 1941 года

Всем, кто так или иначе имеет отношение к журналистике и фотографии, знакомо имя Маргарет Бурк-Уайт. В её адрес чаще всего можно услышать фразу: «Она была первая…». Бурк-Уайт не любила закрытых дверей и если ей не открывали, то, как правило, она влезала в окно. Иногда — буквально. Огромное портфолио её работ служило при этом своеобразным «Паспортом гражданина мира».

Итак, она стала первой женщиной-фотожурналистом, первой женщиной военным корреспондентом (и работала в зоне боевых действий), первым иностранным репортёром, посетившим промышленные объекты СССР в начале 30-х годов, а также Маргарет была единственным иностранным корреспондентом оказавшимся в СССР на момент начала Великой Отечественной войны.

В этой статье поговорим о том, как Бурк-Уайт попала в СССР и что тогда смогла запечатлеть её камера. Её книга «Снимая русскую войну», вышедшая после всех событий, является взглядом иностранца на советскую действительность.

Маргарет Бурк-Уайт
Маргарет Бурк-Уайт

Как Маргарет Бурк-Уайт впервые попала в СССР

Маргарет была человеком неоднозначным и далеко не у всех история её жизни вызывает симпатию. Что совершенно точно можно сказать, Бурк-Уайт была блестящим профессионалом своего дела, чье мастерство и, главное, умение оказаться в нужном месте в нужное время превзойти по сей день очень сложно.

Родилась Маргарет в 1904 году в Нью-Йорке. Её отец Джозеф Уайт (еврей по национальности) был инженером и однажды взял маленькую дочь к себе на работу, где та могла наблюдать за процессом изготовления печатных машин. Как ни странно, в нём она увидела нечто прекрасное для себя. Когда же у неё появилась своя фотокамера, то объектами съемок стали не цветы и лица, а именно промышленные здания, станки, небоскребы. Именно в них Маргарет видела масштаб и красоту геометрических форм и показывала её миру.

Маргарет Бурк-Уайт во время съемки на небоскребе "Крайслер" в Нью-Йорке / фотопортрет в молодости
Маргарет Бурк-Уайт во время съемки на небоскребе «Крайслер» в Нью-Йорке / фотопортрет в молодости

В юности Бурк-Уайт (будучи феминисткой, она взяла двойную фамилию — матери и отца) успела сменить несколько университетов, получить ненужную для себя профессию, неудачно выйти замуж, но фотографировать она не переставала. В конечном итоге, она открыла свое фотоателье и была нанята корпорацией Otis (известным производителем лифтов и подъемного оборудования).

Снимки Маргарет увидели в деловом журнале Fortune и пригласили её к сотрудничеству — первой из женщин. Причем, в этом (на тот момент — исключительно мужском) деле она была абсолютно бесстрашной: залезала на самые высокие здания Нью-Йорка; снимала статую Свободы, привязанная к тросу вертолета; объехала все строящиеся промышленные объекты Штатов…

В 1930 году Бурк-Уайт была направлена на работу в Германию (тогда еще не нацистскую). Там-то она и убедила руководство, что должна стать первой из иностранных репортеров, кто попадет в СССР для съемки производств.

Что снимала Маргарет Бурк-Уайт в СССР в 1930-х годах

В то время как раз проходил обмен опытом по индустриализации между США и СССР, а потому в Союзе хоть и не сразу, но дали добро на документирование его результатов. Каждый день Бурк-Уайт обивала пороги советского Посольства в Берлине и, наконец, заветная виза была получена.

В 30-х она посетила нашу страну трижды, была и в Москве, и в Сибири, и на Украине… Объектом её съемки была не только промышленность, но и сельское хозяйство и обычная жизнь советского народа.

Магнитогорский металлургический комбинат. 1931 год / Сборка тракторов. Сталинград. 1936 год
Магнитогорский металлургический комбинат. 1931 год / Сборка тракторов. Сталинград. 1936 год
Сельская школа в Коломне. 1931 год
Сельская школа в Коломне. 1931 год
На рынке. 1931 год
На рынке. 1931 год
Вид на Кремль. Москва, 1931 год
Вид на Кремль. Москва, 1931 год

Будучи на Кавказе, Маргарет удалось сделать поистине уникальные фото Екатерины Джугашвили — матери Сталина. Через 10 лет она будет снимать и его самого — в кабинете на встрече с американским послом в начале войны. В 1943 году это фото поместят на обложку журнала Life и оно облетит весь мир.

Сталин показался фотографу «холодным как лед», а его лицо — каменным. Все попытки заставить его улыбнуться на камеру не увенчались успехом. Лишь когда у Маргарет во время поиска ракурса выпали из кармана какие-то вспышки и она начала их собирать с пола, вождь рассмеялся. Момент был зафиксирован. Не знаем, насколько соответствует действительности эта история, но её рассказывала сама Бурк-Уайт.

Работы Маргарет Бурк-Уайт: Екатерина Джугашвили. Тбилиси, 1931 год / Иосиф Сталин. Москва, 1941 год
Работы Маргарет Бурк-Уайт: Екатерина Джугашвили. Тбилиси, 1931 год / Иосиф Сталин. Москва, 1941 год

Маргарет Бурк-Уайт в СССР в 1941 году

В 1936 году после возвращения из СССР Маргарет пригласили в журнал Life, которому она посвятила все оставшееся в профессии время. Его было еще достаточно, чтобы войти в историю как «Несокрушимая Мэгги» за особое бесстрашие в работе.

В те годы Бурк-Уайт встретила своего второго (и последнего) мужа писателя Эрскина Колдуэлла, с которым они издали книгу «Вы видели их лица?», посвященную притеснению чернокожих в США в годы Великой депрессии. В обществе она вызвала неоднозначную реакцию, супругов обвинили в симпатиях «левым» течениям.

Возможно, этот факт был одним из удачно сложившихся обстоятельств, почему в 1941 году прямо перед началом Великой Отечественной войны для Бурк-Уайт и Колдуэлла одобрили советскую визу, хотя тогда уже существовал запрет для иностранцев на съемку и репортажи. Впрочем, в СССР Маргарет попала скорее благодаря тому, что её предыдущая работа здесь не вызвала никакого негатива со стороны руководства нашей страны.

Маргарет Бурк-Уайт с мужем Эрскином Колдуэллом. 1941 год
Маргарет Бурк-Уайт с мужем Эрскином Колдуэллом. 1941 год

По одной из причин Бурк-Уайт ехала в СССР зафиксировать развитие страны после бурной индустриализации 30-х годов. Однако в Америке уже в начале 1941-го не было секретом, что наша страна станет следующей, на кого нападет Германия. Весь вопрос был только в том, когда именно.

Маргарет определенно надеялась оказаться в этот момент в Советском Союзе. Понимая, что тут она будет один на один со всей своей фототехникой, она стала обучаться её ремонту. Когда разрешение на въезд было получено, дальнейший путь для Бурк-Уайт лежал через Азию, так как в Европе уже давно шла война. В Гонконг морем было отправлено 300 килограмм оборудования, следом самолетом с несколькими пересадками полетели Маргарет и Эрскин.

Маргарет Бурк-Уайт со своим оборудованием
Маргарет Бурк-Уайт со своим оборудованием

После длинного пути через Китай и Монголию супруги пересекли границу СССР в Казахстане. В мае 1941 года они были уже в Москве и успели застать еще мирное время: работали магазины, салоны красоты, выставки…

Магазин одежды на улице Горького. Москва, май 1941 года
Магазин одежды на улице Горького. Москва, май 1941 года
В московском детском саду. Май 1941 года
В московском детском саду. Май 1941 года
ВДНХ. Май 1941 года
ВДНХ. Май 1941 года
Москва, Кузнецкий мост. 1941 год
Москва, Кузнецкий мост. 1941 год
Матч Динамо - Красная Армия (будущий ЦСКА). Москва, май 1941 года
Матч Динамо — Красная Армия (будущий ЦСКА). Москва, май 1941 года

После нападения Германии все изменилось. Объявление о начале войны Маргарет встретила в поезде Сочи-Москва. В июне 1941 года она посетила еще Украину и Кавказ. В своих воспоминаниях Бурк-Уайт писала о единственной газете, которая передавалась тогда из вагона в вагон, где было напечатано страшное известие.

Эрскин и Маргарет вернулись в гостиницу «Националь», в которой останавливались в мае. Тогда она была заполнена практически наполовину немцами, а сейчас опустела. Ей сообщили, что они начали съезжать где-то за неделю до 22 июня. Супругам предоставили большой номер с видом на Кремль, прямо из которого Бурк-Уайт через месяц снимала авианалет на Москву.

Кадры авианалета. Москва, июль 1941 года
Кадры авианалета. Москва, июль 1941 года
Кадры авианалета. Москва, июль 1941 года
Кадры авианалета. Москва, июль 1941 года

Конечно, всех иностранцев из страны стали эвакуировать. Однако Маргарет с мужем отказались уезжать. Первый авианалет они встретили в резиденции американского посла. Тогда снаряд упал совсем рядом, на театр Вахтангова. В эту ночь не стало его заместителя директора — актера Василия Кузы, который убирал с крыши зажигательные бомбы.

В резиденции только выбило стекла.

Уборка после ночного налета. 1941 год
Уборка после ночного налета. 1941 год

Эрскин тогда каждый день выходил в эфир американской радиостанции с последними новостями, а Маргарет в это время проявляла фотографии. Часто по вечерам они прятались в номере гостиницы от сотрудников, которые обязаны были принудительно отправлять их в бомбоубежище. Бурк-Уайт боялась лишиться всего, что уже удалось заснять.

Тем не менее, посетить ей его удалось и не раз.

Бомбоубежище в Московском Метрополитене. 1941 год
Бомбоубежище в Московском Метрополитене. 1941 год
Во время авианалета. 1941 год
Во время авианалета. 1941 год
Люди выходят из бомбоубежищ на улицу Горького. 1941 год
Люди выходят из бомбоубежищ на улицу Горького. 1941 год
На курсах оказания первой помощи. 1941 год
На курсах оказания первой помощи. 1941 год

Для Маргарет и Эрскина был выдан пропуск, который позволял им перемещаться по городу во время комендантского часа. В сентябре уже вместе с другими иностранными журналистами они посетили линию фронта, после чего отправились в США.

Машина Бурк-Уайт и Колдуэлла с пропуском. 1941 год
Машина Бурк-Уайт и Колдуэлла с пропуском. 1941 год
Агитбригада рисует плакаты. 1941 год
Агитбригада рисует плакаты. 1941 год
Люди слушают новости с фронта по уличному радио. 1941 год
Люди слушают новости с фронта по уличному радио. 1941 год
Советские солдаты. 1941 год
Советские солдаты. 1941 год

Маргарет Бурк-Уайт в гостях у Любови Орловой и Григория Александрова

В 1941 году Маргарет вместе с мужем также посещали нашу прославленную кинопару — Любовь Орлову и Григория Александрова. Местом приема стала их легендарная дача во Внуково. Об их роскошной жизни в СССР всегда ходило немало слухов. Среди невероятных было и то, что каждое утро им на стол подают булочки, привезенные специальным рейсом из Парижа. Однако тот факт, что перед ней не рядовая советская семья и что далеко не все граждане нашей страны живут также, Бурк-Уайт понимала.

Дача Любови Орловой и Григория Александрова. 1941 год
Дача Любови Орловой и Григория Александрова. 1941 год
Маргарет Бурк Уайт в гостях у Любови Орловой и Григория Александрова. 1941 год
Маргарет Бурк Уайт в гостях у Любови Орловой и Григория Александрова. 1941 год
Любовь Орлова и Григорий Александров. 1941 год
Любовь Орлова и Григорий Александров. 1941 год

Последние годы жизни Маргарет Бурк-Уайт

Маргарет Бурк-Уайт
Маргарет Бурк-Уайт

Пережитое вместе не сплотило Маргарет и Эрскина — через год они разошлись. Когда Штаты вступили в войну, Бурк-Уайт отправилась в зону боевых действий, в 1945 году она сделала серию незабываемых кадров из Бухенвальда. Позже отправилась в Индию и снимала репортажи о Махатме Ганди — лидере движения за независимость этой страны. В 1950-х оказалась на Корейской войне. В архивах есть масса противоречивых кадров, сделанных Маргарет с мест этих событий.

Последнее, о чем мечтала Бурк-Уайт, был полет на Луну. Однако этому было не суждено было сбыться. В середине 50-х у нее начала прогрессировать болезнь Паркинсона, через несколько лет она была вынуждена уйти из профессии. Не стало легендарной женщины-фотографа в 1971 году в возрасте 67 лет. До конца жизни Маргарет оставалась одинокой.