Самые тяжелые советские фильмы, которые не все готовы смотреть во второй раз
Дорогое сердцу советское кино, берущее за душу и не отпускающее до самой последней минуты… Кажется, в этих драматических историях сосредоточена вся боль нашего народа, большинство из них о войне, либо с тяжелым отпечатком войны в судьбах героев.
Кажется, такого кино больше не снимают, чтобы оно вот так проникало в самое сердце, могло достучаться до каждого. И, кажется, так больше не играют. Ведь многих актеров уже с нами нет, а с ними ушла и эпоха.
Эти фильмы несомненно входят в наш золотой фильмофонд. Их просто необходимо посмотреть хотя бы раз каждому, но вот парадокс — не каждый сможет сделать это во второй раз. Не потому что это плохо снято, а потому что трудно видеть и переживать эти сюжеты снова.Мы назовем десять таких фильмов, а вы, возможно, вспомните больше.
Подранки (1976), режиссер Николай Губенко
«Подранки» — первая успешная режиссерская работа Николая Губенко (ранние эксперименты не снискали популярности у зрителя). Он же выступил автором сценария, так как фильм во многом для Губенко автобиографичен. Он родился в августе 1941 года и потерял на фронте и отца, и мать. О таких же воспитанниках интерната, как и он, Николай и снял этот фильм.
Исполнителей детских ролей режиссер искал также в интернатах, а взрослые актеры в фильме были ровесниками Губенко — такими же детьми войны: Жанна Болотова, Александр Калягин, Юозас Будрайтис…
Когда этот фильм показали на Каннском фестивале, европейские зрители уходили из зала в слезах.
Иди и смотри (1985), режиссер Элем Климов
«Иди и смотри» — один из самых страшных советских фильмов. Он был приурочен к сорокалетию Великой Победы. Об идее самого кино Климов говорил так:
Я тогда задумался: а ведь про Хатынь в мире не знают!
Главный герой — мальчик Флёра, который становится свидетелем жестокости нацистов и за несколько дней превращается из жизнерадостного подростка в старика. Это была первая роль в карьере 15-летнего Алексея Кравченко.
Несколько лет этот фильм шел в прокате европейских стран и кто-то даже обвинил Климова в излишней спекуляции чувствами зрителей. Как бы то ни было, фильм о том, что никогда больше не должно повториться и смотреть его во второй раз действительно трудно.
Помни имя свое (1974), режиссер Сергей Колосов
Совместный советско-польский фильм Сергея Колосова о матери, попавшей вместе со своим сыном в концентрационный лагерь в Освенциме, где они были разлучены на долгие годы и встречаются вновь лишь в самом конце. Только это не счастливый финал, а жизненный, с тяжелым налетом боли и грусти.
В основу сценария положена реальная история заключенного Освенцима Геннадия Муравьева. Правда, в фильме она претерпела серьезные изменения.
Главную роль сыграла жена режиссера Людмила Касаткина. И это, пожалуй, лучшая её работа в кино. Для неё, в тайне от мужа, она села на строжайшую диету и похудела на 12 килограмм.
Белый Бим Черное ухо (1977), режиссер Станислав Ростоцкий
«Белый Бим Черное ухо» — этот фильм, пожалуй, мы вспоминаем чаще всего в контексте «ой, я это больше смотреть не могу». Грустная история собаки, которая потеряла хозяина, и столкнулась со всей гаммой человеческой сущности — от сострадания до жестокости и подлости.
Кстати, это кино номинировалось на премию Оскар как лучший иностранный фильм.
А зори здесь тихие… (1972), режиссер Станислав Ростоцкий
Еще один киношедевр от Станислава Ростоцкого и он не нуждается в отдельном представлении. Фильм был снят по повести Бориса Васильева, которая в свое время сама по себе наделала много шума в обществе, став одной из лучших книг о войне.
Ростоцкий говорил, что посвятил этот фильм медсестре, которая вынесла его самого с поля боя. Впрочем, сюжет совсем не об этом.
В бой идут одни «старики» (1973), режиссер Леонид Быков
Несмотря на тяжелый финал, «В бой идут «старики» среди многих зрителей считается лучшим фильмом о войне. Режиссер Леонид Быков посвятил его своему другу детства — военному летчику, который не вернулся с фронта. Быков и сам собирался тогда в летное училище, но не прошел ни по возрасту, ни по росту.
Другому другу Быкова Алексею Смирнову доставались в его фильмах драматические роли, о который актер комедийного амплуа мечтал всю жизнь. Финальная сцена с его участием была снята с одного дубля, Смирнову от искренних переживаний стало плохо и его увезли на скорой.
Баллада о солдате (1959), режиссер Григорий Чухрай
Грустная история русского солдата Алеши Скворцова была показана во многих странах мира и имела невероятный успех. Совсем юные актеры Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко объехали с фильмом практически все континенты. И никого эта лента не оставила равнодушным. В СССР же он попал под цензуру и был выпущен ограниченным прокатом.
Режиссера Григория Чухрая обвиняли в исторических неточностях в частности с формой солдат образца 1942 года, который показан в сценарии. Их, на самом деле, он сделал преднамеренно, так как изначально «Балладу о солдате» собирались показывать на западе, где уже сложился свой, более поздний, образ советского героя-освободителя.
Судьба человека (1959), режиссер Сергей Бондарчук
«Судьба человека» является первой режиссерской работой Сергея Бондарчука, снятой по одноименному произведению Михаила Шолохова, у которого, кстати, изначально было сомнение, сможет ли Бондарчук быть убедителен и по ту, и по эту сторону камеры.
Это рассказ о русском солдате, у которого война отняла все, что было ему дорого, прошедшем весь ужас немецкого плена, но оставшемся настоящим человеком. Эта картина стала фильмом 1959 года по версии журнала «Советский экран», а также собрала несколько международных призов.
Летят журавли (1957), режиссер Михаил Калатозов
Фильм Михаила Калатозова, получивший Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Это психологически сложная драма, история двух влюбленных, разлученных войной навсегда.
После этой роли Татьяна Самойлова получила приглашение в Голливуд сниматься в роли Анны Карениной. Конечно, её никуда не пустили. А на родине сам Хрущев обозвал её (и её героиню) крепким словцом, так и не разобравшись в непростой драматургии фильма.
Письма мертвого человека (1986), режиссер Константин Лопушанский
Очень мрачный, тяжелый фантастический фильм о последствиях ядерной войны, поиске её причин и дальнейшего смысла жизни. Главный драматизм заключался в том, что по иронии судьбы эта картина вышла в прокат в период событий на Чернобыльской АС.