Жанна Моро в советском фильме, который так никто и не увидел

Жанну Моро называли воплощением интеллектуальной женственности на экране, символом французского независимого кино. Она успела поработать со многими режиссерами, без чьих имен теперь немыслим этот вид искусства.

Женщина-эпоха, она была прекрасна в любом возрасте. Когда-то в юности Жанна, будучи блестящей театральной актрисой, считалась некиногеничной. Снявшись более чем в 130 фильмах, она сломала этот стереотип, как она уничтожила своей игрой границы и штампы в кинематографе.

Когда Жанне было уже за 60, но она нисколько не растеряла своего шарма, к ней попал переведенный на французский сценарий советского режиссера Рустама Хамдамова. Говорят, это была именно её инициатива сняться в этом фильме, из-за чего она даже приехала на Мосфильм. Там долго не могли поверить, что перед ними та самая Жанна Моро…

Жанна Моро
Жанна Моро

Рустам Хамдамов — непризнанный гений советского кино

Современники Рустама Хамдамова называли его гением. В 60-х он, простой парень из Ташкента, поступил без каких-либо связей во ВГИК. Его учителем в режиссуре был признанный мастер Григорий Чухрай.

В те годы Рустам снимает свою первую работу «В горах мое сердце» по пьесе Уильяма Сарояна. Причем, он же стал автором сценария и художником по декорациям и костюмам, а также сам сыграл там небольшую роль. Этот фильм, выполненный в стилистике немого кино, впечатлил и преподавателей, и студентов. Вот только к показу его запретили, а хорошая копия фильма впоследствии куда-то «случайно» пропала.

Рустам Хамдамов в фильме "В горах мое сердце" (1967)
Рустам Хамдамов в фильме «В горах мое сердце» (1967)

Хамдамову запретили снимать и дипломную работу, хотя сам документ об окончании ВГИКа по ходатайству Чухрая вручили. Рустам остался практически на улице, без работы и московской прописки. В то время как его прорывные идеи в кинематографе начали активно использовать другие…

Но не все были неблагодарными. В Москве у Хамдамова появились друзья, у одного из них, врача по профессии, он снимал комнату в подвале коммуналки. А через пару десятилетий в ней появится мировая звезда Жанна Моро, для того, чтобы снять один из эпизодов их совместного фильма «Анна Карамазофф».

Жанна Моро в фильме "Анна Карамазофф" (1991)
Жанна Моро в фильме «Анна Карамазофф» (1991)

«Анна Карамазофф»: история создания фильма и причем тут «Нечаянные радости»

Как ни странно, история создания «Анны Карамазофф» началась совсем с другого фильма — еще одной неудачной попытки Хамдамова достучаться сквозь цензуру до советского зрителя.

Андрей Кончаловский был вдохновлен первой работой Хамдамова на проработку образов в своем фильме «Дворянское гнездо» (1969). Позже он решил отдать этот долг Рустаму, и в середине 70-х возник их совместный проект под названием «Нечаянные радости». В его основу легла история звезды немного кино Веры Холодной. Хамдамов выступил в качестве режиссера, Кончаловский — сценариста.

Что интересно, фильм «В горах мое сердце» стал первой работой тогда еще студентки Елены Соловей, спустя пять лет она снова оказалась на съемочной площадке у Хамдамова.

Елена Соловей и Наталья Лебле в фильме "Нечаянные радости"
Елена Соловей и Наталья Лебле в фильме «Нечаянные радости»

Хамдамов не хотел работать по уже утвержденному сценарию, который начинал писать Геннадий Шпаликов, а продолжил и согласовал Кончаловский совместно с Евгением Харитоновым. Рустам создавал на экране свою историю… Будучи совершенно неприспособленным отстаивать свое в Худсовете, Хамдамов в один прекрасный момент просто взял и уехал домой в Ташкент.

«Нечаянные радости» приказали уничтожить, а сценарий Кончаловский отдал своему брату Никите Михалкову, который по нему снял фильм «Раба любви», где зрители все-таки увидели Елену Соловей в созданном для нее Хамдамовым образе.

Много позже, уже в перестроечное время, спасенные эпизоды из фильма нашлись у оператора Ильи Миньковецкого. Их Хамдамов и использовал для новой работы «Анна Карамазофф», что спровоцировало большой скандал.

Почему Жанна Моро не хотела видеть на экране Елену Соловей

Елена Соловей в фильме "Нечаянные радости" (1974)/ Жанна Моро в фильме "Анна Карамазофф" (1991)
Елена Соловей в фильме «Нечаянные радости» (1974)/ Жанна Моро в фильме «Анна Карамазофф» (1991)

В 1986 году режиссер Элем Климов возглавил Союз кинематографистов, наступила новая эра Перестройки, в том числе и в кино. Это вселило надежду на то, что независимые режиссеры, наконец, будут услышаны. Климов предложил Хамдамову сделать еще одну попытку снять фильм. С организацией съемок вызвался помочь Сергей Соловьев, возглавлявший тогда студию «Круг».

В итоге был написан сценарий, который каким-то образом попал к французскому продюсеру Сержу Зильберману, успевшему поработать с великими из великих. Так сценарий оказался и у Моро. Философская история о женщине, вернувшейся из сталинских лагерей, чтобы отомстить тому, кто написал на нее донос, выполненная все в той же стилистике немого кино, чем-то зацепила мировую звезду.

Серж Зильберман
Серж Зильберман

Надо сказать, что Моро тогда прониклась не только идеей, но и рисунками Хамдамова. Рустам, помимо всего, еще и талантливый художник, чьи работы сейчас висят в самых престижных галереях мира, а также в частных коллекциях. Говорят, имел их у себя дома и Серж Зильберман.

Работа Рустама Хамдамова
Работа Рустама Хамдамова

В перестроечное время с иностранцами Хамдамову работалось ничуть не легче, чем в советское. Если тогда его творческий полет гасила цензура, то сейчас вмешались деньги, сроки, контракты… Монтажом фильма Рустам мог заниматься бесконечно, постоянно что-то добавляя и переделывая.

В конечном итоге, Зильберман сказал: «хватит!», назначив премьеру фильма «Анна Карамазофф» на Каннском фестивале 1991 года. Отсмотренный 3-х часовой черновой вариант его не устроил и он попросил сократить. В этот момент Хамдамов добавил в фильм… другой фильм — тот самый фрагмент из «Нечаянных радостей» с участием Соловей и Лебле.

Фрагмент представлял из себя сон главной героини, но практически оттягивал на себя все внимание на экране от нее самой. На премьере, прямо в зале, с Жанной Моро случилась истерика. Она кричала:

Merde! Merde! Merde!

После чего в зале раздался свист, и до этого не понимающие как реагировать на фильм зрители начали выходить из зала. Из предвкушаемого шедевра, союза мировой звезды и никому неизвестного советского режиссера, фильм «Анна Карамазофф» стал главным провалом фестиваля.

Жанна Моро на Московском кинофестивале в 2005 году
Жанна Моро на Московском кинофестивале в 2005 году

Зильберман запретил фильм к показу, а все негативы остались у него. Сейчас в сети есть лишь его плохая копия. В 2003 году продюсера не стало и эта работа исчезла вместе с ним. Впрочем, была надежда, что пленки найдутся где-то в его сейфах.

Жанна Моро снова приехала в Москву в 2005 году для участия в Московском фестивале. Тогда она была уверена, что фильм все-таки выйдет на экраны и изъявила желание повидаться с Хамдамовым.

Рустам Хамдамов
Рустам Хамдамов

Увы, эти надежды пока не сбылись. Самой Жанны не стало в 2017 году. Хамдамов все-таки снял несколько фильмов, в том числе «Вокальные параллели» (2005) с участием Ренаты Литвиновой. Наставница которой Кира Муратова считала, в свою очередь, учителем как раз Рустама.

Читайте также: