Блестящие театральные актрисы, которых непростительно мало снимали в кино

Для всех этих прекрасных женщин театр так и остался главным местом, где в полной мере проявился их талант. Одновременно с этим, мы понимаем, как много потеряло наше кино. Причины, почему их не снимали, были разными: кто-то из них просто не нашел своего режиссера, кто-то предпочитал живое общение со зрителем кинокамере, но были и другие более сложные обстоятельства.

Их красота, стать, харизма долгие годы украшали главные театральные сцены страны. Зритель ходил смотреть на мастерство этих женщин, а они показывали настоящее чудо перевоплощения, которое навсегда осталось там, на театральных подмостках. В нашей памяти, а не на кинопленке.

Софья Пилявская

С детства её звали Зосей, в 9-летнем возрасте произошла её первая встреча со своим будущим учителем Константином Станиславским. Однако путь в актрисы у Софьи Пилявской был непростой, как и вся её дальнейшая жизнь.

Первая попытка поступить в театральную студию не увенчалась успехом. Софье отказали по причине сильного польского акцента, но Пилявская была невероятно упрямой девушкой и всего лишь за год смогла от него избавиться. Но следующее испытание оказалось куда более серьезным…

Софья Пилявская в молодости и в фильме "Покровские ворота" (1982)
Софья Пилявская в молодости и в фильме «Покровские ворота» (1982)

Отец Пилявской по происхождению был польским дворянином, но впоследствии проникся революционными идеями, а после прихода большевиков к власти стал крупным чиновником. Однако в 1937 году Станислав Пилявский был арестован и расстрелян. Дочь долгое время не знала о его судьбе, а саму её вынуждали покинуть театр. Остановил тогда травлю Софьи сам Станиславский, он отказался подписывать ее заявление на увольнение.

В театре Пилявская нашла свою единственную любовь — актера Николая Дорохина. В возрасте 41 года Софья стала вдовой. Случилось это в новогоднюю ночь по нелепой случайности. С тех пор на протяжении 46 лет актриса отмечала этот праздник в полном одиночестве.

Софья осталась верна не только мужу, но и МХАТу, несмотря на то, что она пережила разные времена в этом театре. Даже после того, как он разделился на два — МХТ имени Горького и МХТ имени Чехова (куда попала Пилявская), для нее он был по-прежнему един. Актриса так и не смогла привыкнуть жить в новом времени. Те великие, с кем она начинала карьеру, давно ушли. Она говорила об этом так:

Мне стыдно жить. Все ушли, одна я для чего-то живу…

Софья Пилявская в фильме "Заговор обреченных" (1950)
Софья Пилявская в фильме «Заговор обреченных» (1950)

Именно эта кажущаяся несовременность, утонченность, интеллигентность стали визитной карточкой Пилявской. Она оставалась красивой до конца своих дней. Конечно, Михаил Козаков хотел видеть в роли тети Костика в своем фильме «Покровские ворота» именно ее. И Софья не отказала. Эта работа, стала, пожалуй, самой известной в её фильмографии. Более того, во многом благодаря её ходатайству фильм и вышел на экраны.

Снималась Пилявская неохотно, вся её жизнь — это сцена. И все-таки она подарила нам ряд небольших, но незабываемых ролей в таких фильмах, как «Заговор обреченных», «На семи ветрах», «Все остается людям», «Анна Каренина»…

Майя Менглет

Отец Майи Георгий Менглет был великими театральным актером. Впоследствии он ушел из семьи и долгое время дочь не могла его простить. В школу-студию МХАТ она поступила в тайне от него. Георгий узнал о том, что Майя пошла по его стопам только тогда, когда она уже стала студенткой.

Однако фамилию Менглет прославила на весь СССР именно Майя, снявшись в главной роли в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Тогда к Георгию стали подходить зрители и спрашивать, не является ли он родственником той самой «Тони». Несмотря на признание, свой ранний успех в кино Майе повторить не удалось.

Майя Менглет в фильме "Дело было в Пенькове" (1957)  и на сцене Театра имени Станиславского
Майя Менглет в фильме «Дело было в Пенькове» (1957) и на сцене Театра имени Станиславского

Возможно, слишком уж специфичной для советского кино была внешность Майи. Она часто выезжала на зарубежные фестивали представлять нашу страну и там творческий бомонд был от нее в восторге, называя «русской Софи Лорен», но здесь достойных ролей так и не появилось.

Другое дело — сцена. Театру имени Станиславского Менглет отдала 43 года, получала там лучшие роли, но в 2002 году все закончилось скандалом. Майя не смогла простить обиду нанесенную новым руководством театра её мужу актеру Леониду Сатановскому. Тогда супруги ушли, громко хлопнув дверью, а позже эмигрировали и из страны. Сегодня Менглет живет в Австралии и их актерская династия продолжается там.

Лилия Толмачёва

Лилия Толмачёва на сцене театра "Современник" и в фильме "Жизнь Бетховена" (1978)
Лилия Толмачёва на сцене театра «Современник» и в фильме «Жизнь Бетховена» (1978)

Толмачёва начинала в Саратовском ТЮЗе, куда попала по распределению после окончания школы-студии МХАТ. Кстати, тогда это был не просто провинциальный театр, он считался одним из лучших в стране, а Лилия уже в юные годы стала его примой.

Позже она все-таки вернулась в Москву. Сначала выходила на сцену театра имени Моссовета, а потом её переманил в только что созданный «Современник» бывший муж Олег Ефремов. Тогда они были уже в разводе, но ходили слухи, что театр он создал специально для Толмачёвой.

Актриса никогда не скрывала, что на сцене чувствует себя гораздо лучше, чем перед камерой. На её счету всего десяток киноролей и 56 лет отданных «Современнику».

Ольга Яковлева

Ольга Яковлева в телеспектакле и в фильме "Таня" (1974)
Ольга Яковлева в телеспектакле и в фильме «Таня» (1974)

Раскрыла талант Ольги её мать. Она была учительницей и вела театральный кружок в школе. Их семья часто переезжала с места на место, а юная Ольга в каждом городе находила возможность оттачивать актерское мастерство. Конечно, вопрос выбора профессии для Яковлевой был давно решен.

Её манила Москва и впоследствии она окончила Щукинское училище, после которого была принята в Ленком. Именно там произошла одна судьбоносная встреча, которая сыграла ключевую роль в жизни Ольги. Долгие годы она оставалась музой режиссера Анатолия Эфроса, сначала она перешла вслед за ним в Театр на Малой Бронной, а затем на Таганку. Их сотрудничество продолжалось вплоть до ухода из жизни режиссера. Для Яковлевой потеря мастера была невосполнимой. Поговаривали даже, что у них был многолетний роман. Как бы то ни было, а в 1989 году актриса не смогла больше играть ни на одной сцене и на два года покинула страну.

Вернувшись, была принята в Театр имени Маяковского, потом стала актрисой МХТ имени Чехова. А вот в кино Ольга была нечастым гостем, о чем никогда особо не жалела. Просто так сложилась ее судьба.

Наталья Тенякова

Наталья Тенякова на театральной сцене и в фильме "Любовь и голуби" (1984)
Наталья Тенякова на театральной сцене и в фильме «Любовь и голуби» (1984)

Наталья Тенякова — выпускница ленинградской театральной школы. 12 лет она была ведущей актрисой БДТ, после чего, не раздумывая, уехала вслед за мужем Сергеем Юрским в столицу. Наталья сотрудничала с несколькими театрами и её имя уже давно знакомо театральной Москве.

В молодости к ней пришла узнаваемость после фильмов «Старшая сестра» и «Зеленая карета». Однако позже Тенякова не жаловала не только кино, но и антрепризу, будучи преданной исключительно высокому искусству и не соблазняясь на высокие заработки.

С большим трудом Сергей Юрский уговорил жену сыграть вместе с ним в фильме «Любовь и голуби», куда никак не могли подобрать актрису на роль бабы Шуры. Любопытно, что самой Наталье тогда было всего 40 лет.

Алла Балтер

Алла Балтер
Алла Балтер

Первые шаги в профессии Алла Балтер делала в родном Киеве. Кстати, её отец также был актером. Позже она попала в ленинградский Ленком, на сцене которого и познакомилась со своим вторым мужем Эммануилом Виторганом. Чтобы быть вместе, им пришлось оставить свои первые семьи. Это тяготило Аллу всю жизнь.

Вскоре «самая красивая театральная пара», как их называли в те годы, переехала в Москву. Алла была красивой женщиной — статной, пластичной, очень быстро она завоевала сердца столичной публики и получала ведущие роли в театре. Кроме того, она была светлым человеком, беззлобным и независтливым.

Однако в кино ей катастрофически не везло, а муж, напротив, был очень востребован. Балтер никогда не ревновала его к профессии, гордилась его успехами и жила для семьи.

Читайте также: