Почему Лиз Тейлор просила направить ракету на здание "Ленфильма", или как снимали "Синюю птицу"

Иногда за экранизацией детской сказки стоят совсем нешуточные страсти. Особенно когда происходит беспрецедентный случай — голливудские звезды едут для этого в СССР.

Для иностранцев совместные с советскими кинематографистами проекты были данью моде. Начиная со второй половины 60-х годов, в нашей стране побывало большое количество актеров мировой величины — Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Софи Лорен… Причем, они не просто были гостями, но и снимались тут в кино.

Наша история произошла в середине 70-х годов, когда кинокомпания 20th Century Fox на волне популярности советского кино заключила контракт с «Ленфильмом» на создание проекта под названием «Синяя птица». Такого количества голливудских звезд СССР еще не принимал: к нам приехали Джейн Фонда, Ава Гарднер и, конечно, Элизабет Тейлор — на тот момент самая высокооплачиваемая актриса мира.

Кадр со съемок фильма "Синяя птица" (1976)
Кадр со съемок фильма «Синяя птица» (1976)

Как снимали фильм «Синяя птица»

Надо сказать, что к тому времени наших уже неплохо знали в США. В 1968 году Оскара получил фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», после чего он был приглашен в Голливуд снимать масштабную картину «Ватерлоо» (впоследствии, правда, провалившуюся в прокате). В 1975-м совместная советско-японская лента Акиры Куросавы «Дерсу Узала» с участием наших актеров также берет Оскар за лучший иностранный фильм.

Продюсеры «Синей птицы» тоже нацелились на заветную статуэтку, ведь бюджет фильма был равен 12 миллионам долларов — очень приличные деньги по тем временам даже для блокбастеров. Эту легендарную пьесу Мориса Метерлинка впервые поставил на сцене Константин Станиславский, и она уже давно была популярна по обе стороны океана. В Штатах этот совместный фильм стал уже третьей по счету экранизацией, к которой они подошли со всем размахом.

Элизабет Тейлор и Ава Гарднер в фильме "Синяя птица" (1976)
Элизабет Тейлор и Ава Гарднер в фильме «Синяя птица» (1976)

Никто не испытывал недостатка ни в деньгах, ни в громких именах. Однако «Синяя птица» оказался помпезным, но по сути провальным проектом. Он так и остался единственной совместной работой американских и советских кинематографистов, сделанной полностью на территории СССР. А вот забавные моменты, происходившие на съемках, очевидцы потом еще долго вспоминали.

Голливудские капризы в Ленинграде: как Ава Гарднер, Джейн Фонда и Лиз Тейлор адаптировались к советскому быту

Американская сторона всячески опекала своих звезд и требовала для них встречи по высшему разряду. Наши, в свою очередь, тоже старались угодить по мере возможностей. Даже полностью отремонтировали здание Ленфильма. Однако просьба встретить Лиз Тейлор у трапа самолета ротой почетного караула и салютом — это было уже слишком. Пришлось отказать.

Кстати, советский быт был не в новинку для Тейлор. В 1961 году она уже приезжала в Москву на фестиваль и даже умудрилась оконфузиться на приеме, надев одинаковые платья с Джиной Лоллобриджидой.

На этом неугомонная Элизабет не остановилась. Это был конец Вьетнамской войны — время потепления отношений СССР и США, в Неву с дружеским визитом вошел американский ракетоносец и, конечно, Тейлор вместе с советской элитой была приглашена на него как почетный гость. Командир ей даже позволил нарушить «сухой закон». Уже подшофе она начала рассказывать, как устала от затянувшихся съемок и требовала направить ракету на здание «Ленфильма».

Элизабет Тейлор в Ленинграде
Элизабет Тейлор в Ленинграде

Звезда была настолько упрямой в своем желании, что оно… исполнилось. Для этого командиру пришлось связаться с Вашингтоном, откуда позвонили в Москву и получили разрешение на этот странный маневр. Все находящие на палубе крайне удивились, а Тейлор была в восторге!

А съемки-то, рассчитанные на несколько месяцев, действительно затянулись на два года во много из-за таких вот историй. Элизабет вообще не прочь была выпить и в процессе работы, иногда до такой степени, что уже не могла играть. Не отставала от нее и Ава Гарднер, между голливудскими дивами постоянно присутствовало соперничество и конфликты, которые приходилось как-то разруливать. Спиртное только повышало «градус».

Быстрее всех адаптировалась к нехитрому советскому быту Джейн Фонда и даже, к удивлению многих, сама штопала себе чулки. В те годы она была замужем за Томом Хейденом — леворадикальным политическим активистом, а потому ко всему, что связано с коммунизмом, проявляла живой интерес. Правда, иногда её вопросы ставили всех в тупик, ведь на съемочной площадке постоянно находились сотрудники КГБ и люди не были настроены на откровенные разговоры с американкой.

Джейн Фонда и Георгий Вицин на съемках фильма "Синяя птица" (1976)
Джейн Фонда и Георгий Вицин на съемках фильма «Синяя птица» (1976)

«Расизм» на съемках «Синей птицы»

Прославленному режиссеру фильма Джорджу Кьюкору тоже удалось отличиться. Ему уже было хорошо за 70 и «Синяя птица» стал одним из последних его фильмов. Он понимал, что что-то идет не так — у него не получается шедевр, как в былые годы. Кьюкор стал обвинять чернокожую актрису Сисели Тайсон в том, что та специально занимается магией Вуду, чтобы испортить картину.

Сейчас бы, наверное, его за это уже обвинили в расизме и отлучили от кино, а тогда Сисели пришло промолчать…

Кадр из фильма "Синяя птица" (1976)
Кадр из фильма «Синяя птица» (1976)

Как американская пресса отзывалась о советских актерах и фильме «Синяя птица»

Американские критики не были в восторге от фильма. Впрочем, у нас он также не стал популярным, как и большинство совместных с иностранцами картин. Сложно было ждать чего-то шедеврального, когда советская бюрократия сталкивалась с западным прагматизмом. Однако каждый раз надеялись на лучшее, но и с «Синей птицей» не сложилось…

Газета New York Times обвинила в неудаче именно режиссера Джорджа Кьюкора, дескать обладатель премии Оскар давно растерял былой задор.

Джордж Кьюкор с юными актерами на съемках "Синей птицы"
Джордж Кьюкор с юными актерами на съемках «Синей птицы»

Досталось и их звездам, и нашим тоже. От СССР в фильме снимались Георгий Вицин, Маргарита Терехова, Леонид Неведомский, Олег Попов. Американские газеты написали:

Советские актеры, которые говорили на плохом английском языке, были не лучше американских, за исключением тех случаев, когда им давали шанс танцевать…

Видимо, из всего советского искусства им был больше всего знаком балет, а также прима Надежда Павлова. Она не раз приезжала в Штаты с гастролями и сыграла в этом фильме как раз Синюю Птицу. Танцовщиков они и решили похвалить.

Надежда Павлова в фильме "Синяя птица"(1976)
Надежда Павлова в фильме «Синяя птица»(1976)

Как бы то ни было, а фильм «Синяя птица» вошел в историю как единственная совместная работа СССР и США.

Читайте также: